Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции профессионально важных качеств личности в ходе ее профессионального роста. Результаты констатирующей диагностики по выявлению профессионально
Страница 1

Материалы по психологии » Профессионально важные психологические качества личности, влияющие на профессиональный рост сотрудников коммерческих организаций » Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции профессионально важных качеств личности в ходе ее профессионального роста. Результаты констатирующей диагностики по выявлению профессионально

Цель опытно - экспериментальной работы – выявить, как в ходе профессионального роста происходит изменение профессионально важных психологических качеств личности сотрудников коммерческих организаций, а именно: как изменяется структура тревожности (от личностной к ситуативной); как возрастает уровень нервно- психической напряженности; как повышается уровень конкурентоспособности личности; как повышается уровень субъективного контроля, оказывающий регулирующее воздействие на адаптацию субъекта к новым условиям.

Эксперимент проходил на базе коммерческой организации: ООО «РЭЙ», находящейся в г. Туле и двух её филиалов, расположенных в г. Узловая и г. Новомосковске Тульской области.

Схема эксперимента. Эксперимент строился следующим образом:

На 1 этапе мы сформировали группу из 12 руководителей среднего и высшего звена коммерческой организации, проработавших в этой должности свыше 3 лет. Они поступили на работу в данную организацию рядовыми сотрудниками. Так как организация имеет свою программу тестирования, при поступлении на работу и на протяжении 3-4 лет все руководители проходили тестирование. Мы рассматривали изменения психологических показателей руководителей поэтапно: до 1 года, от 1 до 3 лет и свыше 3 лет.

Полученные данные позволили нам проследить динамику изменений профессионально важных качеств личности руководителей в зависимости от этапов их профессионального роста и стажа работы в руководящей должности. Нами выявлены также проблемные точки в динамике изменения качеств личности, которые, с нашей точки зрения, необходимо корректировать путем формирующего эксперимента.

На 2 этапе нами проведен формирующий эксперимент, в ходе которого отрабатывались соответствующие тренинговые упражнения.

На 3 этапе мы повторили диагностику и проанализировали полученные результаты.

По итогам 1 этапа мы получили следующие данные:

1. Выявление стиля руководства. Для этого использовалась методика определения стиля руководства трудовым коллективом (см. Приложение 1).

Результаты представлены в таблице 1 (см. Приложение 2).

Из приведенных данных мы видим, что изменение стиля руководства незначительное. За период работы от 1 года до 3 лет у 25% руководителей встречается директивный стиль, у 75% - демократический стиль.

После 3 лет работы в руководящей должности ситуация несколько меняется: у 16,6% руководителей директивный стиль управления, а у 84,4% - демократический стиль.

Анализ полученных результатов приводит к выводу: продвижение по ступеням профессионального роста сопряжено для руководителей в большей степени с дрейфом в сторону демократического стиля руководства. Как видно из результатов, мы не наблюдаем в этой организации либеральный стиль управления, да это и не свойственно для коммерческих организаций, так как для достижения общей цели нужна сплоченная команда, которая получает наивысшее удовлетворение трудом и стремится к творчеству.

2. Профессионально-важные качества личности выявлялись поэтапно, с помощью опросника Кэттела (форма А). Тест предназначен для диагностики вариабельных черт характера (всего 16 основных групп качеств). В целях исследования качеств личности влияющих на мотивацию управленческой деятельности изучались шкалы:

1А (общительность), 5F (беспечность - сдержанность), 6Z (моральная нормативность), 7Н (застенчивость - уверенность), 8J (жесткость - мягкость), 9Z (доверительность - подозрительность), Q1 (консерватизм - радикализм), Q2 (коллективизм - самостоятельность), Q3 (низкий - высокий самоконтроль), Q4 (расслабленность - напряженность).

Параллельно изучался профессионализм как отражение требований профессии в личности, деятельности специалиста, индивидуальной или совокупной, не только в способах формулирования и решения профессиональных задач, но и в способах анализа результатов от найденного решения. Для этого как в ходе констатирующей диагностики, так и в ходе тренинговых занятий шло наблюдение за монологическими выступлениями, дополнениями, дискуссиями и др. Все выступления руководителей оценивались по единым критериям экспертной оценки: глубина ответа, уровень теоретических обобщений, новизна и актуальность материала, умение сосредоточиться на главном, целенаправленность процесса ответа, убедительность изложения, адекватное реагирование на вопросы, логическая строгость ответа, доходчивость и простота ответа, образность, эмоциональная вовлеченность, отчетливость и красота речи, стрессоустойчивость, эрудиция, адаптивность, тактичность во взаимоотношениях, заинтересованность в специальности.

Результаты оценки оформлялись в виде оценочного «листа» (см. Приложение 3).

В качестве экспертов выступали члены коллектива, а также сам руководитель. Оценки выставлялись по 5-балльной системе: 5, 4, 3, 2, 1 («1» - означало отсутствие данного элемента). Подводилась итоговая оценка, и определялся уровень: «Желаемый» - 85 – 68; «Приемлемый» - 67 – 51; «Критический» - 50 – 34; «Недопустимый» - 33 и менее.

Страницы: 1 2 3


Методы преодоления конфликтной ситуации
Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами ...

Рекомендация по исправлению ошибок письма
Для того чтобы у учащихся не появлялись ошибки в письме, необ­ходимо выработать у них привычку контролировать грамматическую и смысловую стороны написанного, также возможно введение новых методик по совершенствованию навыков письма; учитель может также предлагать новые интересные упражнения (например, написать небольшое письмо своему ку ...

Удовлетворенность трудом и преданность организации как составляющие корпоративной культуры
Каждая организация имеет свою корпоративную культуру, и, исходя из классификаций типов корпоративных культур можно отметить, что любая из корпоративных культур имеет свои неповторимые особенности, отличающие ее от корпоративных культур других организаций. Данные особенности можно выявить путем изучения различных аспектов, элементов, кот ...