Введение
Страница 2

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, где основными новообразованиями выступают: определение цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (то есть от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов); целенаправленная организация образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий; признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, прежде всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. Это обусловливает включение в состав основных образовательных программ программы формирования универсальных учебных действий как совокупности способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, в том числе и организацию этого процесса.

По содержанию и направленности различают физико-математические, естественнонаучные, гуманитарные, профессиональные и трудовые интересы. Стимулирование этих интересов в процессе обучения и воспитания особенно важно. Еще в более широком смысле слова можно выделить умственные, нравственные, эстетические интересы и потребности. Интересы различают по глубине и длительности: кратковременные и длительные, устойчивые и неустойчивые.

Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании—это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду и людям труда, научить подростков и старших школьников отвечать за свое поведение и поступки, быть сознательными, дисциплинированными, целеустремленными и деловыми молодыми людьми. Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый педагог не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками (проведение опытов, решение задач, чтение книг, работа над рефератами, докладами и т. д.), но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не дает остановиться в своем развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при выполнении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Стойкий познавательный интерес — это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке, собрании и т. д.

Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса.

Проблема развития познавательного интереса, как побудительной силы деятельности учащихся, была рассмотрена в работах В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, О.С.Гребенюк, В.И. Загвязинского, В.С.Ильина, А.Н.Леонтьева, И.Я.Ланиной, Н.Г.Морозова, В.Н.Мясищева, Ф.К.Савиной, Г.И.Щукиной и др. В школьной практике для диагностики общего уровня интересов школьников могут быть использованы методика Е. А. Климова, различные модификации методики В. А. Ядова, анкеты для изучения интересов детей, разработанные Г. Е. Залесским, У. Ю. Фохт-Бзбущкиной и т.д. При психодиагностике интереса не следует упускать выявление его причин самим ребенком. Это даст возможность более точно определить действенность и осознанность интересов ребенка.

Показано, что познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям и стимулирует выбор личных ценностей. Если не развит познавательный интерес, невозможно восхождение от знания набора разрозненных фактов и понятий к лично-ценностному восприятию, к целостному миропониманию. В современных педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее расширение сферы познания, формирование мировоззрения, свободу личности в выборе целей и средств деятельности.

Страницы: 1 2 3


Творческое «Я»
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на с ...

Модель Юнга.
Социотип Экстраверсия интроверсия рац(I) иррац(P) рац иррац мышлениеTощущенияS мышлениеощущения эмоцииF интуицияN эмоции интуиция - деловая логика (выгода, эффективность, целесообразность, технология) - структурная логика (умозрит структура, система, теория, стратегия) - этика эмоций (открытое эмоц воздейст­вие, непо­средств эмоц р ...

Практические рекомендации
1. При проведении первичной диагностики пограничных психических расстройств в психиатрических отделениях военных госпиталей целесообразно, наряду с указанием развернутого клинического диагноза (феноменологическая диагностическая ось), оценивать выраженность нарушений (уровневая ось) и индивидуально-личностные особенности, отражающие ада ...