Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока
Страница 5

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Чем больше ученик читает сам, работает с книгой, пишет рецензии и аннотации, а затем выполняет по заданию учителя все более сложные письменные работы, тем устойчивее становятся его учебные интересы, тем глубже его любовь к предмету, тем больше условий для возникновения интереса к знаниям у тех, кто до этого учился без увлечения.

Лучшие учителя уделяют значительное внимание пробуждению у учащихся стремления к самостоятельному чтению дополнительной литературы по отдельным проблемам, и вопроса.

Учитель, много и плодотворно работающий над расширением кругозора, развитием индивидуальных интересов и склонностей юношей и девушек старших классов, может дать точные рекомендации книг для чтения учащимся. Изучая своих питомцев в процессе выполнения творческих заданий, учитель очень хорошо знает, каким предметом увлекается каждый ученик, какую отрасль знаний он хочет избрать для дальнейшего изучения после окончания школы. С этой целью можно предложить учащимся написать свою читательскую автобиографию и рассказать в ней о том, когда и при каких обстоятельствах каждый приступил к самостоятельному чтению, кто впервые привил интерес к книгам, кого из писателей и почему особенно ценит, какое место и время отводится чтению в учебные и выходные дни, как используется чтение художественной литературы при подготовке к урокам истории и географии, что читал ученик из иностранной литературы, с какими научно-популярными монографиями знаком, какие значительные поступки совершил под непосредственным влиянием чтения, какие книги помогли избрать предполагаемый жизненный путь после школы, где берет книги и в каких библиотеках записан, есть ли книги дома и каковы ближайшие планы чтения.

После такого всестороннего знакомства с учениками учитель подбирает для каждого из них список такой литературы, которая могла бы и углубить интерес к той или иной отрасли знания, к любимому предмету или же просто любимому занятию и в то же время научила бы ценить художественное слово, привила вкус к поэзии [25, c. 81-83].

Итак, рекомендация учителем книг для чтения — серьезный этап в пробуждении и развитии интереса, в выработке привычки к серьезному умственному труду. И хотя чтение научно-популярной литературы значительно способствует умственному развитию учащихся, все же нельзя ограничивать чтение только этим видом литературы. Надо всемерно поощрять уже в VII —VIII классах стремление к самостоятельному чтению научной литературы, журнальных статей, отдельных книг-исследований выдающихся ученых, знакомящих с дискуссиями, которые ведутся между различными школами и направлениями в науке.

В связи с этим полезно напомнить о проведении читательских конференций по таким книгам. Часто у нас обсуждаются в школе только произведения художественной литературы. А ведь книги о научных открытиях, деятелях науки, написанные О. Писаржевским, М. Поповским, В. Келером, читаются многими подростками с захватывающим интересом. Продуманные читательские конференции по этим книгам дали бы очень многое [26, c. 171-172].

Следует отметить, что среди таких учеников могут оказаться не только подростки, получающие «4» и «5» по всем предметам, но и троечники и даже имеющие неудовлетворительные оценки по ряду дисциплин. Но всех их объединяет «одна, но пламенная страсть» — глубокий интерес, перешедший в увлеченность учебными предметами, отдельной областью знания.

Как быть в таких случаях, особенно с теми, кто слабо успевает по многим предметам, уделяя повышенное внимание лишь избранным?

Ждать, пока ученик заинтересуется всеми другими учебными дисциплинами? А если трудности овладения программным материалом хотя бы некоторых из них настолько велики, что ученик, несмотря на все свои усилия, не может преодолеть их? Оставлять его на второй год? Но не потеряем ли мы тогда будущего ученого, или знатока техники, или артиста?

1. Такие учащиеся должны получать индивидуальные задания повышенного типа, как по интересующему предмету, так и по смежным областям знаний. В составлении этих заданий должны участвовать лучшие учителя-предметники школы. Выполняться подобные задания могут в разные сроки, а не обязательно к очередному уроку.

2. Задания по тем предметам, которые ученику даются труднее, надо составлять также по индивидуальному плану с таким расчетом, чтобы подросток постепенно ликвидировал пробелы в своих знаниях. Целесообразно использовать для таких школьников систему зачетных заданий, расширить круг письменных работ, выполняемых к установленному сроку [30, c. 8-10].

Задания по всем предметам надо не только индивидуализировать, но и давать не столько к очередному уроку, сколько к последующим урокам. Завуч школы может в таком случае лучше регулировать нагрузку таких учеников.

Словом, нужно решительнее искать выход из сложившегося положения. Учителю трудно выйти из рамок сложившейся системы учебной работы, в процессе которой каждый ученик, независимо от своих способностей, интересов, склонностей, темпа продвижения и состояния здоровья, должен идти в русле учебных планов, программ и учебников, причем одинаковым темпом со всеми. А в отдельных случаях, видимо, необходимо создание и индивидуальной системы обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Упражнения, направленные на развитие памяти
Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемых мнемичиские опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминан ...

Показатели мотивационных тенденций
а) Школьники гимназии (%) б) Школьники общеобразовательной школы (%) У младших школьников гимназии преобладающим уровнем мотивационной тенденции «надежда на успех» является средний уровень – встречается у 62,5%, низкий уровень – у 12,5%. У школьников общеобразовательной школы преобладает высокий уровень «надежды на успех» (56%), н ...

Распределение больных по типам приспособительного поведения на разных этапах исследования
При поступлении в стационар у военнослужащих с ППР преобладал регрессивный тип приспособительного поведения, выявлявшийся, практически, у половины (49.1 %) обследованных. Дезадаптивный тип диагностировался, практически, в два раза реже (21.6%), а конструктивный и неопределенный ТПП отмечены у одинакового количества обследованных – 14.7 ...