Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока
Страница 4

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

2. С помощью каких средств, методов и приемов педагог воспитывает привычку к систематическому умственному труду, учит овладению все более сложными умениями и навыками. Как это осуществляется на протяжении учебного года, от чего учителю приходится порой отказываться в процессе организации подобной работы.

3. Как учитываются и изучаются в процессе преподавания возрастные и индивидуальные особенности детей, темпы их продвижения в труде и степень различия в овладении знаниями [38, c. 41-43].

При внедрении системы творческих заданий на протяжении многих месяцев, создании общественного мнения в классе, направленного на развитие новых мотивов учения, и, конечно, при постоянном совершенствовании познавательной деятельности учащихся в процессе обучения учитель и классный руководитель добьются ощутимых успехов в работе. Им станут ясны как затруднения в овладении знаниями у одних учеников, так и пути быстрого продвижения в учебе других школьников.

И если даже педагог фиксирует хотя бы некоторые свои наблюдения в личном дневнике, он получает большой фактический материал, дающий основание для многих раздумий. Необходимо заранее определить формы стимулирования и поощрения лучших учеников, добившихся больших успехов. Это вызовет хорошее соревнование учащихся всех классов.

Организация самых различных мероприятий, стимулирующих развитие интереса, вовлекает учащихся в самостоятельную деятельность, раскрывающую их творческие потенциальные возможности.

Это может быть и смотр-конкурс лучших работ учащихся по различным предметам — маленьких сообщений, докладов, сочинений, изложений, изобретений, опытов, экспериментов, картин, рисунков и т. д Это могут быть и консультации сильных для учеников, отстающих в учении [48, c. 217-220].

Педагогу важно постоянно оценивать, какое влияние оказывают методы, применяемые им в изучении разных учащихся, мальчиков и девочек, интересующихся и не интересующихся данным предметом. Учитель анализирует типичные ошибки и затруднения своих учеников и рекомендует им изучать самих себя (постоянно отмечать, при каких условиях они лучше усваивают учебный материал, какие вопросы даются им труднее и т. д.).

Максимальное использование всех возможностей, какие предоставляет учителю классно-урочная система для развития и активного проявления интереса учащихся, позволит успешно решить задачу подготовки творческой личности. В связи с этим можно сделать два вывода:

1. Познавательные интересы учеников, их устойчивость и глубина неразрывно связаны с характером учебно-воспитательной работы в различных классах и по разным предметам.

2. Интересы, возникшие у школьников в процессе педагогического воздействия, приобретают все большую устойчивость в зависимости от творческого повседневного труда учителя и учащихся, сочетания классных и домашних творческих заданий, методов работы учителей, привычки учащихся к систематическому умственному труду [52, c. 68-71].

Нравственные интересы и устремления, чувство долга и ответственности за свое поведение и поступки, сформированная привычка к серьезному умственному труду, потребность в знаниях и желание неустанного совершенствования — вот что должно обязательно предшествовать познавательному интересу на той стадии развития, когда он определяет добровольное желание ученика предпочесть играм и забавам серьезные умственные занятия, однотипным, трафаретным заданиям — все более сложные, требующие напряжения умственных сил.

Книги оказывают влияние, благотворные последствия которого остаются на всю жизнь. И это относится не только к произведениям художественной литературы, но и научно-популярной, научно-исторической. Нередко бывает так, что именно встреча с книгой вызывает глубокий интерес к предмету.

Роль литературы велика. Нередко можно наблюдать, как, прочитав впервые книгу об ученом, подросток начинает проявлять больше интереса к учебе. И часто книги о жизни выдающихся деятелей науки и техники, рассказывающие о их любви к знаниям, стремлении к творчеству, вносят «внезапную перемену» в отношение к учебе, перестраивают жизнь школьника.

Но не только интерес к знаниям пробуждает и развивает такая литература. Она выполняет и могучую воспитательную роль, способствуя формированию у учащихся новых черт характера, выработке сильной воли, внутренней собранности.

Понятно поэтому, какую неоценимую помощь развитию ученика мог бы оказать учитель химии или физики рассказав, например, о жизни и научных подвигах Поля Ланжевена, Фредерика и Ирен Жолиэ-Кюри, химика и знаменитого композитора А. И. Бородина, генерала инженерных войск и композитора Ц. Кюи, Д. И. Менделеева и академика Н. Д. Зелинского и других ученых [23, c. 43-45].

В наши дни нельзя назвать ни одной области знаний, ни одного раздела учебного предмета, по которым учитель не мог бы подобрать дополнительной литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций Адлера практически не предпринималось. Нехватка экспериментальных исследований может быть объяснена двумя основными причинами. Во-первых, многие концепции Адлера по своей сути глобальны — в них недостает четких рабочих определений, необходимых для того, чт ...

Клинико-катамнестический метод
В результате анализа клиники психических расстройств выносилось заключение о нозологической принадлежности и синдромальной структуре расстройств, послуживших причиной увольнения военнослужащего из рядов ВС. Выделялись варианты депрессивного синдрома (депрессивный, астено-депрессивный, тревожно-фобический, истеро-депрессивный), а также и ...

Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы
Благодаря исследованиям видных учёных, в отечественной психологии сформировалось мнение, что личные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным влиянием внешней среды и что показатель защищённости человека, или, наоборот, его склонности к опасности является не только его прирождённым качеством, сколько резуль ...