Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока
Страница 4

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

2. С помощью каких средств, методов и приемов педагог воспитывает привычку к систематическому умственному труду, учит овладению все более сложными умениями и навыками. Как это осуществляется на протяжении учебного года, от чего учителю приходится порой отказываться в процессе организации подобной работы.

3. Как учитываются и изучаются в процессе преподавания возрастные и индивидуальные особенности детей, темпы их продвижения в труде и степень различия в овладении знаниями [38, c. 41-43].

При внедрении системы творческих заданий на протяжении многих месяцев, создании общественного мнения в классе, направленного на развитие новых мотивов учения, и, конечно, при постоянном совершенствовании познавательной деятельности учащихся в процессе обучения учитель и классный руководитель добьются ощутимых успехов в работе. Им станут ясны как затруднения в овладении знаниями у одних учеников, так и пути быстрого продвижения в учебе других школьников.

И если даже педагог фиксирует хотя бы некоторые свои наблюдения в личном дневнике, он получает большой фактический материал, дающий основание для многих раздумий. Необходимо заранее определить формы стимулирования и поощрения лучших учеников, добившихся больших успехов. Это вызовет хорошее соревнование учащихся всех классов.

Организация самых различных мероприятий, стимулирующих развитие интереса, вовлекает учащихся в самостоятельную деятельность, раскрывающую их творческие потенциальные возможности.

Это может быть и смотр-конкурс лучших работ учащихся по различным предметам — маленьких сообщений, докладов, сочинений, изложений, изобретений, опытов, экспериментов, картин, рисунков и т. д Это могут быть и консультации сильных для учеников, отстающих в учении [48, c. 217-220].

Педагогу важно постоянно оценивать, какое влияние оказывают методы, применяемые им в изучении разных учащихся, мальчиков и девочек, интересующихся и не интересующихся данным предметом. Учитель анализирует типичные ошибки и затруднения своих учеников и рекомендует им изучать самих себя (постоянно отмечать, при каких условиях они лучше усваивают учебный материал, какие вопросы даются им труднее и т. д.).

Максимальное использование всех возможностей, какие предоставляет учителю классно-урочная система для развития и активного проявления интереса учащихся, позволит успешно решить задачу подготовки творческой личности. В связи с этим можно сделать два вывода:

1. Познавательные интересы учеников, их устойчивость и глубина неразрывно связаны с характером учебно-воспитательной работы в различных классах и по разным предметам.

2. Интересы, возникшие у школьников в процессе педагогического воздействия, приобретают все большую устойчивость в зависимости от творческого повседневного труда учителя и учащихся, сочетания классных и домашних творческих заданий, методов работы учителей, привычки учащихся к систематическому умственному труду [52, c. 68-71].

Нравственные интересы и устремления, чувство долга и ответственности за свое поведение и поступки, сформированная привычка к серьезному умственному труду, потребность в знаниях и желание неустанного совершенствования — вот что должно обязательно предшествовать познавательному интересу на той стадии развития, когда он определяет добровольное желание ученика предпочесть играм и забавам серьезные умственные занятия, однотипным, трафаретным заданиям — все более сложные, требующие напряжения умственных сил.

Книги оказывают влияние, благотворные последствия которого остаются на всю жизнь. И это относится не только к произведениям художественной литературы, но и научно-популярной, научно-исторической. Нередко бывает так, что именно встреча с книгой вызывает глубокий интерес к предмету.

Роль литературы велика. Нередко можно наблюдать, как, прочитав впервые книгу об ученом, подросток начинает проявлять больше интереса к учебе. И часто книги о жизни выдающихся деятелей науки и техники, рассказывающие о их любви к знаниям, стремлении к творчеству, вносят «внезапную перемену» в отношение к учебе, перестраивают жизнь школьника.

Но не только интерес к знаниям пробуждает и развивает такая литература. Она выполняет и могучую воспитательную роль, способствуя формированию у учащихся новых черт характера, выработке сильной воли, внутренней собранности.

Понятно поэтому, какую неоценимую помощь развитию ученика мог бы оказать учитель химии или физики рассказав, например, о жизни и научных подвигах Поля Ланжевена, Фредерика и Ирен Жолиэ-Кюри, химика и знаменитого композитора А. И. Бородина, генерала инженерных войск и композитора Ц. Кюи, Д. И. Менделеева и академика Н. Д. Зелинского и других ученых [23, c. 43-45].

В наши дни нельзя назвать ни одной области знаний, ни одного раздела учебного предмета, по которым учитель не мог бы подобрать дополнительной литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Отчет об третьем эксперименте
При проведении опыта 4 испытуемым были предоставлены 20 слов, смысл которых - характер действий и категорий. Им были прочитаны слова, которые испытуемые должны были запомнить. На втором этапе испытуемым было предоставлено 20 слов аналогичного характера. Для запоминания было предложено каждое слово обозначить пиктограммой. Обработка рез ...

Процесс социальной адаптации личности
Изучая становление личности в процессе взаимодействия человека и его окружения, его социализацию, психологи обращают все больше внимания на те аспекты активности личности, которые направлены на ее адаптацию к той социальной среде (группа, организация, общество в целом), в которой протекает эта активность. Задача адаптации к другим людя ...

Теоретический анализ проблемы психологического воздействия рекламы на идентификацию. Понятие идентификации
Идентификация- опознание кого-либо, чего-либо и уподобление, отождествление себя, своих действий с кем-либо, чем-либо. Идентичный - тождественный, одинаковый [22]. В психологии личности и социальной психологии, «идентификация», определяется как эмоционально-когнитивный процесс «отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой ...