Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока
Страница 6

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Введение факультативных курсов создает реальные возможности для развития индивидуальных интересов и склонностей учащихся, увлеченных отдельными учебными предметами. Однако задача школы, каждого учителя этим не упрощается, а усложняется: нужно обеспечить не только в процессе преподавания факультативных курсов, но и во всей системе обучения развитие любознательности учащихся как черты личности, формирование глубоких и многосторонних умственных интересов.

От любопытства и любознательности к повышенной заинтересованности и глубокому интересу, увлеченности знаниями ведет настоящий учитель каждого своего ученика, сообразуясь с его индивидуальными и возрастными особенностями. Ученики с интересом не только слушают объяснения любимой учительницы, но и выполняют сложные задания, ведут дневники наблюдений за природой, читают научно-популярную литературу, увлекаются творчеством. Если же такой системы воспитания и раскрытия творческой личности ребенка нет, не может быть создано и условий для появления глубокого интереса к отдельным областям знаний. Этим, вероятно, и можно объяснить, почему в начальных классах у хорошего учителя больше увлеченных знаниями, чем в V—VIII классах, где дети учатся у разных учителей, из которых не все владеют методами и приемами развития любознательности и воспитания глубокого интереса. Если же добавить к этому отсутствие координации в действиях учителей, то станет понятней главная причина узости интересов у многих подростков и старших школьников [14, c. 288-291].

Вот почему так необходимо при осуществлении индивидуального подхода к отдельным ученикам, увлеченным предметом, постоянно изучать систему работы учителей, преподающих в одном классе, индивидуальные особенности каждого ученика, анализировать причины пробелов в знаниях, учитывать состояние здоровья, уровень предшествующей учебной подготовки детей и методы их самостоятельной работы по различным учебным дисциплинам.

Итак, индивидуальный подход учителя к учащимся, обладающим глубоким и устойчивым интересом к знаниям, имеет очень важное значение и включает: разработку заданий повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в Овладении все "более сложными умениями и навыками Самостоятельной творческой работы. В процессе изучения учащихся каждый учитель может легко увидеть и тех учеников, которые только заинтересованы предметом, но еще не увлечены им. Таким подросткам тоже надо уметь вовремя оказать помощь и поддержку, чтобы развить их любознательность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


7-й этап. Помощь в совместной деятельности
На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Нередко в педагогической практике программы по нравственному развитию предлагается начинать с организации совместной деятельности, когда дети объединяютс ...

Программа Т. Гордона
Программа Т. Гордона’’ Тренинг эффективного родителя’’ является наиболее известный и распространенной в разных странах. В модели Гордона внимание концентрируется на навыках общения родителей. Задача работы с родителями, по Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения: активно слушать, т.е. умение слышать, ч ...

Метод проблемных ситуаций
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности ...