Заключение
Страница 1

Каждая женщина переживает беременность по-своему. Более того, одна и та же женщина по-разному переживает свои разные беременности. Многое тут связано с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка.

Изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребенка, необычайно глубоки. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другим и людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.

Кроме того, женщине предстоит перестройка отношений с мужем: они перестают быть только супругами друг для друга, они становятся вместе родителями ребенка, что требует выработки единой позиции по отношению к нему. Не менее серьезны изменения в отношениях с собственными родителями и родителями мужа. Они теперь ожидают от будущей матери «качественного» выполнения материнских функций. А представление об этом качестве у них может не совпадать с тем, которое сложилось у молодых родителей. Если в молодой семье прилаживание супругов друг к другу происходило трудно и долго или если оно еще не закончилось, то все эти проблемы усугубляются.

Бывает, что уже во время беременности случаются вещи неожиданные, резко меняющие для матери смысл рождения ребенка: разрыв отношений с отцом ребенка, потеря близких, ухудшение материального положения. Это порождает новые тревоги, сом нения, неприятные ожидания.

Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребенку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности (когда женщина не ощущает себя беременной, не чувствует никаких изменений в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребенка — и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.

Осложнения в переживании беременности чаще всего порождены тревогой за ее благополучный исход или прогнозом таких изменений в жизни, которые для женщины нежелательны или с которыми она не сможет справиться. Разумеется, для каждой женщины такие изменения и их смысл будут очень разными; здесь нельзя дать готовый рецепт. Отношение к ребенку, материнству, связанные с этим изменения в жизни, возможность установить баланс между этими изменениями (желаемыми и теми, которые переживаются как нежелательные) — все это существенно зависит от жизненного опыта, опыта взаимодействия с собственной матерью, с маленькими детьми, от наблюдения за тем, как переживают материнство родные и близкие.

Путь становления материнской сферы у каждой женщины строго индивидуален, хотя, конечно, в пределах одной культуры, социального слоя, семейных традиций можно ожидать некоей общности представлений, ценностей и даже воспитательных стратегий (как относиться к плачу ребенка, как с ним играть и заниматься, как распределяются воспитательные роли в семье и т. п.). И все же «сценарий материнства» всегда индивидуален.

Для того, чтобы у женщины сложилось адекватное положительное отношение к материнству, необходимо понять, что нет ничего неизменного в опыте, что фатально предопределяло бы течение нашей жизни. Однако важно, чтобы мы умели получаемый опыт истолковывать в свою пользу. Возможно, наши устоявшиеся представления — только результат стечения обстоятельств нашей жизни? Значит, возможны и другие варианты, в том числе и для нас самих. В любом случае важно уже само желание изменить имеющиеся представления и отношения.

Страницы: 1 2


Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Исходным положением в разработке проблем воспитания аномальных детей следует считать признание непреходящего значения для всех этапов развития человека именно того периода, когда закладывается фундамент его личности, т. е. раннего и дошкольного возраста. Опираясь на принятую в советской психологии периодизацию психического развития (Д. ...

Язык и общение животных. Введение.
На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, и ...

Информац-энергетич модель психики.
Особенности: 1)чел – система по восприятию и пере­работке инфы 2) организм чел фунци­онирует по зако­нам бытия 3) для норм функ­ционирования организма необходимо под­держивать состояние целостности (баланс организма и внешней среды). Целостность ор­ганизма определяет наше функц состоя­ние, здоровье 4)причина нарушения психо­логич баланс ...