Математическая обработка данных экспериментаСтраница 1
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни[16]. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы и экспериментальной группы, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 1.
Таблица 1
Ранжирование баллов детей
Контрольная группа (с нормальным слухом) |
Экспериментальная группа (с нарушениями слуха) | ||
результаты |
ранг |
результаты |
ранг |
9 |
19 |
9 |
19 |
8 |
14 |
9 |
19 |
8 |
14 |
8 |
14 |
8 |
14 |
7 |
9,5 |
8 |
14 |
7 |
9,5 |
8 |
14 |
6 |
7,5 |
8 |
14 |
5 |
4,5 |
6 |
7,5 |
5 |
4,5 |
5 |
4,5 |
3 |
1,5 |
5 |
4,5 |
3 |
1,5 |
∑ |
119,5 |
∑ |
90,5 |
Общая сумма рангов:
119,5 + 90,5 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2,
где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим значение U-критерия по формуле:
U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T, где
n – количество испытуемых;
Т – большая из двух ранговых сумм.
Таким образом,
n = 10, Т =119, 5
U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 119, 5=35, 5
По таблицам определим критические значения для n.
U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)
U эмп. = 35,5 - значит, уровень развития контрольной группы не превышает уровня детей на констатирующем этапе, так как U эмп. выше, чем U кр.
Можно сделать вывод о том, что различия, полученные в числовом отношении нельзя считать значимыми.
Но если исходить из процентного отношения полученных результатов в ходе констатирующего эксперимента, то различия весьма заметны. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень развития памяти и умственного развития
Уровень развития |
Контрольная группа (с нормальным слухом) |
Экспериментальная группа (с нарушениями слуха) |
нормальный уровень развития |
70% |
30% |
с задержкой уровня развития |
30% |
50% |
умственно отсталые |
- |
20% |
Вывод
Таким образом, проведя исследование мы выяснили, что подросткам из первой группы присущи высокие показатели адаптации. Показатель адаптации выше среднего (66,0%), что свидетельствует о преобладании процессов адаптации над процессами дезадаптации. Наименьшее значение среди интегральных показателей имеет стремление к доминированию. Величи ...
Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные
для учащихся гимназии
Главной задачей развития мотивации достижения у младших школьников является формирование у личности позитивной мотивационной направленности с высоким уровнем потребности в достижении успеха.
Формирование у каждого ученика высокого мотива достижения успеха возможно, если учебно-воспитательный процесс отличается следующими характеристика ...
5-й этап. Взаимопомощь в игре
На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварит ...