Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому
Как отмечалось выше, отношение к другому всегда связано с особенностями самосознания ребенка. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Нам всегда важно, как к нам относится другой, какова его реакция на наши обращения и поведение, мы всегда так или иначе сравниваем себя с другим, сопереживаем ему. Все это отражает нашу связь с другими людьми, степень нашей включенности в их переживания. Поэтому в межличностных отношениях и восприятии другого всегда отражается собственное Я
человека. В случае если такой включенности нет, можно говорить об отсутствии межличностных отношений, как таковых: другой здесь выступает только как объект использования или познания.
Исходя из этого, очевидно, что все методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения к другому, имеют проективный характер: человек проецирует (переносит) свое Я
(свои ожидания, представления и установки) на других людей. Характерно, что слово «отношение» является производным от глагола «относить», что отражает процесс переноса собственного Я
в личность других людей.
В данной части пособия представлены некоторые, наиболее распространенные проективные методики, которые используются психологами в работе с детьми дошкольного возраста. Эти методики можно разделить на две группы, в которых выявляются:
1. Позиция ребенка в отношениях с окружающими, его общая ориентация в социальной действительности.
2. Восприятие другого и конкретный характер отношения к нему.
Остановимся на описании конкретных методик, относящихся к данным группам.
Упражнения, направленные на развитие мышления
Загадки
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких – либо известных предметах.
Гуляю по свету,
Жду ответ ...
Исследование психологического механизма идентификации в рекламе. Исследование особенности индентичности образа рекламного
персонажа и образа «Я» у молодежи
Общепсихологический подход к исследованиям средств массовой коммуникации (в частности рекламы) предполагает анализ общения как микропроцесса, участники которого рассматриваются со стороны стилей, особенностей самосознания и репрезентации образов партнеров по общению, коммуникативного «репертуара» и стереотипов восприятия.
В данном иссл ...
Диагностическая программа обследования детей дошкольного возраста с
нарушением психологического развития
Цель: анализ психического развития ребенка дошкольного возраста с нарушением психологического развития.
Задачи:
1. Установление эмоционального контакта с ребенком.
2. Получить данные, характеризующие познавательные процессы.
3. Получить данные, характеризующие речевое развитие.
4. Получить данные, характеризующие развитие эмоционал ...