Проявления агрессивности в группе дошкольников
Страница 5

♦ высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);

♦ хорошо развитой произвольностью;

♦ хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;

♦ достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;

♦ высоким социальным статусом в группе сверстников.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным

.

В третью

группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель

. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой о стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы — более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

По результатам психологического обследования эти дети имеют:

♦ средние показатели интеллекта;

♦ произвольность в целом соответствует возрастным нормам;

♦ низкий социальный статус в группе сверстников — их боятся и избегают;

♦ степень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер — все дерутся, мучают или убивают друг друга.

Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным

.

Итак, выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности в группе сверстников, так и по мотивации агрессивного поведения. В первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников; во второй — агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего — получить желанный предмет) и имеет более жесткие и устойчивые формы; в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей.

***

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Можно выделить три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет жизни дошкольников (2-7 лет). Первая это – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (второй и четвертый годы жизни ребенка). Вторая – ситуативно-деловая форма общения детей со сверстникам ...

Особенности социальной профилактики детей и подростков с нарушениями в поведении.
Приведение основных принципов и содержания превентивной практики в нашей стране в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка не может быть осуществлено без изучения и критического осмысления международного опыта развития демократических стран. Несмотря на разнообразие существующих организационно-управленческих подходов к проф ...

Рекомендация к преодолению трудностей говорения
Основной рекомендацией может быть проведение уроков в виде игровых ситуаций, где бы ученики, выполняя разные социальные функции, пользовались и диалогом (напр. В магазине: продавец и покупатель), и монологом (напр. У работодателя – рассказ о себе). Но нужно учесть, что холерики и сангвиники, как правило, говорят с удовольствием, могут о ...