Личностные особенности обидчивых детей
Страница 1

Установка на оценочное отношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных показателях отношения к сверстникам — в характере их восприятия, в особенностях самооценки и ожидаемой оценки товарищей, в интерпретациях конфликтных ситуаций и способах выхода из них. Рассмотрим эти особенности подробнее, сравнивая показатели различных методик в группе обидчивых детей и детей, не проявивших склонности к обидам.

1. Характер восприятия сверстников.

Особенности видения и восприятия своих товарищей ярко проявляются с помощью проективной методики «Рассказ о друге» (см. часть 1). Напомним, что при анализе рассказов детей выделяются две группы высказываний:

♦ непосредственные качественные описательные характеристики другого (веселый, красивый, поет, хулиганит и пр.);

♦ характеристики сверстника, опосредованные его отношением к самому ребенку (дружит со мной, не делится со мной, не играет со мной и пр.).

Анализ рассказов о друге обидчивых детей показывает, что подавляющее большинство их высказываний относится ко второму типу, где другой ребенок выступает исключительно как носитель определенного отношения к сверстнику. По существу, героем этих рассказов является не друг, а сам рассказчик. Например: «Я дружу с Люсей. Она меня жалеет, играет со мной в разные игры, рассказывает мнеразные истории, и я боюсь». В рассказах остальных (необидчивых) детей преобладают описательные характеристики, в которых другой ребенок выступает сам по себе, независимо от своего отношения к рассказчику («У моей подруги Насти длинные волосы, у нее есть красивые туфельки, она добрая и хитрая, она часто обманывает воспитательницу»).

Еще одной интересной отличительной особенностью рассказов обидчивых детей является их фантастический характер. Более чем в половине случаев эти дети выдумывают персонажей своих рассказов и истории фантастического характера. Они рассказывают о встрече с говорящей птицей, о спасении друга от злых чудовищ, о ловле вместе с другом дельфинов и китов и пр. В рассказах других детей таких фантастических историй не встречалось ни разу; обычные (необидчивые) дошкольники рассказывают о своих друзьях из группы детского сада и о реальных событиях из их жизни.

Эти различия позволяют предположить, что обидчивые дети как будто не замечают окружающих их реальных сверстников. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними.

Между тем окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения, о чем свидетельствуют показатели самооценки обидчивых детей.

2. Особенности самооценки.

Средние показатели самооценки обидчивых детей, выявленные с помощью методики «Лесенка», достаточно высоки и мало отличаются от показателей других детей. Однако весьма существенные отличия обнаруживаются при сравнении разрыва между собственной самооценкой и оценкой с точки зрения других. Если у подавляющего большинства детей этот разрыв невелик (среднее расхождение — 0,25 балла), то у обидчивых детей он в 10 раз больше (2,5 балла). Кроме того, у этой группы детей наблюдаются наибольшие расхождения между их самооценкой и оценкой в глазах разных людей (родителей и сверстников). Если папа и мама, с точки зрения ребенка, оценивают его достаточно высоко (примерно так же, как он сам), то сверстники, как ему кажется, ставят его гораздо ниже (на 2—3 ступеньки). У остальных детей таких различий не выявляется — сверстники и родители, с их точки зрения, оценивают их примерно одинаково.

Таким образом, у обидчивых детей существует явное ощущение своей недооцененности, непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Естественно, это ощущение не соответствует реальности. Данные социометрии показывают, что обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оценка обидчивых детей в глазах сверстников является результатом исключительно проекций их собственных представлений.

Страницы: 1 2


Из истории психодиагностики. Становление психодиагностики
История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и ...

Причина обращения к средствам массовой информации
Согласно исследованиям E.Katz, M. Gurevitch и S.Haas (1973) можно выделить 35 потребностей [29], лежащих в основе обращения человека к СМИ, которые могут быть объединены в пять категорий: 1) когнитивные потребности (в информации, знании, понимании); 2) аффективные потребности (эмоциональные и эстетические переживания, потребности в уд ...

История зарождения зарубежной социальной психологии
Авторитетный американский психолог С. Сарасон (1982) сформулировал следующую очень важную мысль: "Общество уже имеет свое место, свою структуру и свою миссию - оно уже куда-то идет. Психология, которая избегает вопроса о том, куда мы идем и куда мы должны идти, - оказывается весьма заблуждающейся психологией. Если психология нс кас ...