Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования
Страница 1

Материалы по психологии » Личностная сфера студента - методика Лири » Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования

Цель данного исследования – проанализировать личностную сферу студента в процессе межличностных отношений, возникающих в группе.

Задачи данного исследования следующие:

- выявить представления субъекта о себе и идеальном «Я» при взаимоотношениях в группе (на основе межличностных отношений);

- оценить состояние личности и атмосферу при коллективных мероприятиях;

- выявить, какие формы поведения в конфликтных си­туациях характерны для студентов группы, какие из них являются более продуктивными или деструктивными.

Предметом данной работы является личностная сфера студента в межличностных отношениях в студенческой группе.

Объект исследования – студенческая группа Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права.

В данном исследовании можно сделать предположение о том, что личностная сфера студента ориентирована на принятие и социальное одобрение, неконформна и неконфликтна.

Основными методами получения фактов в психологии являются:

- Наблюдение

- Опрос

- Эксперимент.

Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют сущность.

Метод наблюдения – является одним из древнейших. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. В научном исследовании этот метод приобретает особые характеристики и ценится тем, что объект наблюдения предстает перед исследователем целостно.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1. Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать?);

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Недостатками метода наблюдения является субъективность, полученной информации. Вследствие чего, в психологии разработаны специальные приемы, снижающие этот недостаток. Большинство из них сводится к тому, что объективная оценка может быть достигнута не одним наблюдателем, а несколькими (минимум 2,3)

Наблюдение входит составной частью в опросные методы и эксперимент.

Опросные методы - очень сложная группа методов, включающая в себя математический, статистический и философский аспекты. Опросные методы, как правило, реализуется в форме беседы. Она предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений, в которых отражаются свойственные ему психологические явления.

Виды опросных методов (бесед):

- Интервью

- Вопросники

- Психологические анкеты

- Тесты

К беседе существует ряд требований: наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа может дать больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Эксперимент – выступает доминирующим методом в психологии – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент проводится многократно, с большим количеством участников, что позволяет устанавливать общие математико-статистические закономерности развития психических явлений.

Методами организации исследования были выбраны опросные методы, а именно опросник и тестирование.

Исследование межличностных отношений проводилось по методике межличностных отношений Т.Лири.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статистические методы, примеры их применения для принятия решения
Первый тип задач Допустим, что школьному психологу нужно представить краткую информацию о развитии психомоторных функций учащихся шестых классов. В этих классах обучается 50 учеников. В процессе выполнения своей программы психолог провел диагностическое изучение дви­гательной скорости, применив ранее описанную методику (описание дано н ...

Сцены из жизни: предварительный просмотр
«Человек всегда легко поддавался соблазну – и до сих пор это делает, – принимая особую форму бытия человека за его сущность» Фромм Э. В образованной тридцатипятилетней замужней женщине скрывается молодая девушка, которая хорошо помнит, что такое быть победителем в споре или получить высшую отметку на занятиях; как с бешено бьющимся се ...

Восприятие в структуре познавательной деятельности учащихся.
Восприятие — целостное отражение предметов и явле­ний объективного мира при их непосредственном воздей­ствии в данный момент на органы чувств. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновре­менным отвлечением о ...