Экспериментально-психологические маркеры типа приспособительного поведенияСтраница 2
Таблица 31 Показатели психологической защиты (по тесту "Индекс жизненного стиля") у больных с разными типами приспособительного поведения (в процентилях)
Механизмы психологической защиты |
Тип приспособительного поведения | |||
КТПП |
РТПП |
ДТПП |
НТПП | |
Отрицание |
59.4+12.5 |
63.5+11.2 |
58.9+13.6 |
71.8+20.2 |
Вытеснение |
38.8+12.82,4 |
65.4+13.2 |
48.1+17.1 |
62.5+16.2 |
Регрессия |
50.5+13.12 |
82.6+12.21,4 |
67.3+9.8 |
51.5+29.9 |
Компенсация |
71.7+16.2 |
70.5+13.2 |
68.4+16.1 |
55.5+23.4 |
Проекция |
36.3+12.4 |
49.9+15.5 |
40.1+15.6 |
39.5+27.1 |
Замещение |
38.5+17.52,3 |
65.8+13.3 |
76.0+19.4 |
46.4 +20.2 |
Интеллектуализация |
65.3+16.0 |
61.6+10.7 |
50.6+20.6 |
60.4+22.6 |
Реактивное образование |
38.1+16.43 |
45.9+12.73 |
66.4+12.9 |
55.3+28.0 |
Степень напряженности защиты |
48.8 +5.22,3 |
63.2+7.8 |
61.4+5.9 |
53.6+25.9 |
Примечание: 1 – достоверность различий по сравнению с группой конструктивного типа приспособительного поведения р<0,05; 2 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,05; 3 – достоверность различий по сравнению с группой дезадаптивного типа приспособительного поведения р<0,05
Соотношение нозологического и функционального диагнозом, с одной стороны, и механизмов психологической защиты, с другой, определялось и по результатам факторного анализа, в соответствии с которым из трех полученных главных факторов (ГФ) показательными были два: в первый ГФ (объясняющий 72.3 % дисперсии данных), вошли ТПП с факторной нагрузкой (ФН) – 0.7, интеллектуализация (ФН – 0.8), замещение (ФН – 0.6) и компенсация (ФН – 0.6), а во второй – нозологический диагноз (ФН – 0.9), реактивное образование (ФН – 0.6), отрицание (ФН – 0.6) и вытеснение (ФН – 0,7). Таким образом, если динамика нозологического диагноза определялась, преимущественно, протективными МПЗ, то ТПП в большей степени зависел от показателей дефензивных защит.
Изучение стереотипов реагирования на фрустрирующую ситуацию проводилось с применением теста "Индикатор копинг-стратегий", результаты которого представлены в табл. 32.
Таблица 32 Показатели по тесту "Индикатор копинг-стратегий" у больных с различными типами приспособительного поведения
Тип приспособительного поведения |
Копинг-стратегии | |||
КР |
КП |
КИ |
КН | |
КТПП |
26.2+2.9 |
19.6+3.2 1 |
17.6+2.1 |
1.9+0,2 |
РТПП |
25.1+2.7 |
22.9+2.4 2 |
18.7+1.9 |
2.0+0,1 |
ДТПП |
28.7+3.1 |
22.3+6.8 |
18.9+2.6 |
2.1+0,2 2 |
НТПП |
25.3+8.8 |
16.5+4.6 |
18.0+8.9 |
1.8+0,19 |
Примечание: КР – копинг-стратегия, направленная на разрешение проблемной ситуации, КП – копинг-стратегия, направленная на поиск социальной поддержки, КИ – копинг-поведение избегания, КН – напряженность копинг-стратегий; 1 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,05; 2 – достоверность различий по сравнению с группой неопределенного типа приспособительного поведения р<0,05
Советы по воспитанию мальчика в женском коллективе
Хорошо учить чему-то на примере [15]. Вежливые, умеющие выражать свои мысли и чувства и искренние родители подают детям хороший пример, уча своих сыновей общаться так же, как они. Не всегда атмосфера в нашем доме представляет собой образец для подражания. Иногда все мы говорим слишком резко, не даем себе труда объяснить свои поступки ил ...
Защитные механизмы (По З. Фрейду)
От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно, при внутренней опасности никакое бегство не помогает, и потому защитные механизмы «Я» призваны искажать вн ...
Математическая обработка данных эксперимента
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни[16]. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы и экспериментальной группы, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 1.
Таблица 1
Ранжирование баллов детей
Контрольная группа (с нормальным сл ...