Экспериментально-психологические маркеры типа приспособительного поведения
Страница 2

Материалы по психологии » Катамнез лиц, уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами » Экспериментально-психологические маркеры типа приспособительного поведения

Таблица 31 Показатели психологической защиты (по тесту "Индекс жизненного стиля") у больных с разными типами приспособительного поведения (в процентилях)

Механизмы

психологической защиты

Тип приспособительного поведения

КТПП

РТПП

ДТПП

НТПП

Отрицание

59.4+12.5

63.5+11.2

58.9+13.6

71.8+20.2

Вытеснение

38.8+12.82,4

65.4+13.2

48.1+17.1

62.5+16.2

Регрессия

50.5+13.12

82.6+12.21,4

67.3+9.8

51.5+29.9

Компенсация

71.7+16.2

70.5+13.2

68.4+16.1

55.5+23.4

Проекция

36.3+12.4

49.9+15.5

40.1+15.6

39.5+27.1

Замещение

38.5+17.52,3

65.8+13.3

76.0+19.4

46.4 +20.2

Интеллектуализация

65.3+16.0

61.6+10.7

50.6+20.6

60.4+22.6

Реактивное образование

38.1+16.43

45.9+12.73

66.4+12.9

55.3+28.0

Степень напряженности

защиты

48.8 +5.22,3

63.2+7.8

61.4+5.9

53.6+25.9

Примечание: 1 – достоверность различий по сравнению с группой конструктивного типа приспособительного поведения р<0,05; 2 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,05; 3 – достоверность различий по сравнению с группой дезадаптивного типа приспособительного поведения р<0,05

Соотношение нозологического и функционального диагнозом, с одной стороны, и механизмов психологической защиты, с другой, определялось и по результатам факторного анализа, в соответствии с которым из трех полученных главных факторов (ГФ) показательными были два: в первый ГФ (объясняющий 72.3 % дисперсии данных), вошли ТПП с факторной нагрузкой (ФН) – 0.7, интеллектуализация (ФН – 0.8), замещение (ФН – 0.6) и компенсация (ФН – 0.6), а во второй – нозологический диагноз (ФН – 0.9), реактивное образование (ФН – 0.6), отрицание (ФН – 0.6) и вытеснение (ФН – 0,7). Таким образом, если динамика нозологического диагноза определялась, преимущественно, протективными МПЗ, то ТПП в большей степени зависел от показателей дефензивных защит.

Изучение стереотипов реагирования на фрустрирующую ситуацию проводилось с применением теста "Индикатор копинг-стратегий", результаты которого представлены в табл. 32.

Таблица 32 Показатели по тесту "Индикатор копинг-стратегий" у больных с различными типами приспособительного поведения

Тип

приспособительного поведения

Копинг-стратегии

КР

КП

КИ

КН

КТПП

26.2+2.9

19.6+3.2 1

17.6+2.1

1.9+0,2

РТПП

25.1+2.7

22.9+2.4 2

18.7+1.9

2.0+0,1

ДТПП

28.7+3.1

22.3+6.8

18.9+2.6

2.1+0,2 2

НТПП

25.3+8.8

16.5+4.6

18.0+8.9

1.8+0,19

Примечание: КР – копинг-стратегия, направленная на разрешение проблемной ситуации, КП – копинг-стратегия, направленная на поиск социальной поддержки, КИ – копинг-поведение избегания, КН – напряженность копинг-стратегий; 1 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,05; 2 – достоверность различий по сравнению с группой неопределенного типа приспособительного поведения р<0,05

Страницы: 1 2 3


Стресс и конфликты. Симптомы стресса.
В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психологического напряжения, отрицательного воздействуя на людей вызывая у них стресс. Формула стресса такова: деятельность - перенапряжение – отрицательных эмоции. Стресс может оказывать разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает п ...

Исследование мотивов учебной деятельности
Методика проведения исследования В самом общем плане мотив -- это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в ви-де потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она -- стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как на ...

Качества труда. Человеческий климат
Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Зат ...