Экспериментально-психологические маркеры типа приспособительного поведенияСтраница 2
Таблица 31 Показатели психологической защиты (по тесту "Индекс жизненного стиля") у больных с разными типами приспособительного поведения (в процентилях)
Механизмы психологической защиты |
Тип приспособительного поведения | |||
КТПП |
РТПП |
ДТПП |
НТПП | |
Отрицание |
59.4+12.5 |
63.5+11.2 |
58.9+13.6 |
71.8+20.2 |
Вытеснение |
38.8+12.82,4 |
65.4+13.2 |
48.1+17.1 |
62.5+16.2 |
Регрессия |
50.5+13.12 |
82.6+12.21,4 |
67.3+9.8 |
51.5+29.9 |
Компенсация |
71.7+16.2 |
70.5+13.2 |
68.4+16.1 |
55.5+23.4 |
Проекция |
36.3+12.4 |
49.9+15.5 |
40.1+15.6 |
39.5+27.1 |
Замещение |
38.5+17.52,3 |
65.8+13.3 |
76.0+19.4 |
46.4 +20.2 |
Интеллектуализация |
65.3+16.0 |
61.6+10.7 |
50.6+20.6 |
60.4+22.6 |
Реактивное образование |
38.1+16.43 |
45.9+12.73 |
66.4+12.9 |
55.3+28.0 |
Степень напряженности защиты |
48.8 +5.22,3 |
63.2+7.8 |
61.4+5.9 |
53.6+25.9 |
Примечание: 1 – достоверность различий по сравнению с группой конструктивного типа приспособительного поведения р<0,05; 2 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,05; 3 – достоверность различий по сравнению с группой дезадаптивного типа приспособительного поведения р<0,05
Соотношение нозологического и функционального диагнозом, с одной стороны, и механизмов психологической защиты, с другой, определялось и по результатам факторного анализа, в соответствии с которым из трех полученных главных факторов (ГФ) показательными были два: в первый ГФ (объясняющий 72.3 % дисперсии данных), вошли ТПП с факторной нагрузкой (ФН) – 0.7, интеллектуализация (ФН – 0.8), замещение (ФН – 0.6) и компенсация (ФН – 0.6), а во второй – нозологический диагноз (ФН – 0.9), реактивное образование (ФН – 0.6), отрицание (ФН – 0.6) и вытеснение (ФН – 0,7). Таким образом, если динамика нозологического диагноза определялась, преимущественно, протективными МПЗ, то ТПП в большей степени зависел от показателей дефензивных защит.
Изучение стереотипов реагирования на фрустрирующую ситуацию проводилось с применением теста "Индикатор копинг-стратегий", результаты которого представлены в табл. 32.
Таблица 32 Показатели по тесту "Индикатор копинг-стратегий" у больных с различными типами приспособительного поведения
Тип приспособительного поведения |
Копинг-стратегии | |||
КР |
КП |
КИ |
КН | |
КТПП |
26.2+2.9 |
19.6+3.2 1 |
17.6+2.1 |
1.9+0,2 |
РТПП |
25.1+2.7 |
22.9+2.4 2 |
18.7+1.9 |
2.0+0,1 |
ДТПП |
28.7+3.1 |
22.3+6.8 |
18.9+2.6 |
2.1+0,2 2 |
НТПП |
25.3+8.8 |
16.5+4.6 |
18.0+8.9 |
1.8+0,19 |
Примечание: КР – копинг-стратегия, направленная на разрешение проблемной ситуации, КП – копинг-стратегия, направленная на поиск социальной поддержки, КИ – копинг-поведение избегания, КН – напряженность копинг-стратегий; 1 – достоверность различий по сравнению с группой регрессивного типа приспособительного поведения р<0,05; 2 – достоверность различий по сравнению с группой неопределенного типа приспособительного поведения р<0,05
1-й этап. Общение без слов
Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми
. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особы ...
Второй период (20-е годы - первая половина 30-х
годов XX века)
После Октябрьской революции 1917 г., особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотл ...
Вопросы и задания
1. Какова главная задача психолого-педагогической работы с детьми, направленной на развитие межличностных отношений?
2. На каких принципах базируется психолого-педагогическая работа по воспитанию межличностных отношений?
3. Назовите основные этапы системы игр и обоснуйте их последовательность.
4. Почему коррекционную работу с проблем ...