Обработка и интерпретация полученных данных

Частичная обработка данных психологического исследования по методике СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова была проведена в предыдущем разделе. Мною были составлены протоколы теста «20 определений» М. Куна, Т. Макпартленда и психогеометрического теста С. Делингера. По полученным мною данным, таблиц, графиков и расчетов можно прийти к выводу, что образ педагога дополнительного образования в сознании подростков в целом позитивен. Они действительно предъявляют к нему требования выше, чем к обычному педагогу. В представлении детей он компетентен, заинтересован работой, применяет современный, творческий подход и свободно устанавливает контакт с детьми. Особенно важными для подростков являются социальные, деятельностные и поведенческие характеристики образа, среди которых умение интересно преподавать, быть хорошим рассказчиком, собеседником и слушателем, внимательность, спокойствие, серьезность. Эмоциональные характеристики, стоят почти на одном уровне с интеллектуальными и личностно-волевыми, и включают веселость, приветливость, благожелательное отношение к ученикам и чуткость.При этом показатели в группе девочек и мальчиков существенно почти не различаются. Мальчики подростки подходят более критично к педагогу дополнительного образования, особенно в старшем возрасте. Среди негативных черт педагога дополнительного образования участники исследования образа называют неспособность поддерживать дисциплину в классе, не достаточный уровень старательности, пассивность, невнимательность негативные эмоциональные и личностные качества, как раздражительность, хитрость и тщеславность. Главным образом отрицательные характеристики образа встречаются у трех участников Степанова Г, учащегося 6-а класса, Романовой К., ученицы 7-б класса ООШ и Павловой М., ученицы 8-а класса ООШ. В первом случае подросток учится посредственно, посещает спортивную секцию, но мало участвует во внеклассных группах, вследствие недостаточной информированности, что способствует негативному образу педагога дополнительного образования. Романова К., также не посещает мероприятий вне основного обучения, ее представление об образе педагога дополнительного образования вероятно образовано под влиянием чужого мнения, а не на личном опыте. Павлова М., в настоящее время также не посещает кружки и организации дополнительного образования, хотя и так было не всегда. Вероятно, отрицательные черты в ее образе преподавателя сформированы под влиянием личного опыта и неблагоприятных семейных обстоятельств.Нужно отметить, что у большинства подростков в сознании сформировался положительный образ педагога дополнительного образования, что свидетельствует об эффективности работы этих педагогов и удачном подборе кадров в большинстве учебных заведений. В психогеометрическом портрете педагога дополнительного образования преобладают треугольники, квадраты и прямоугольники, что указывает на видение детьми педагогов, как энергичных, целеустремленных, честолюбивых, активных лидеров, трудолюбивых, склонных к анализу, рациональных наставников, хотя и немного непостоянных.В меньшей степени в невербальной структуре образа присутствуют круги и зигзаги, то есть такие качества, как душевность и творчество, в представлении детей присущи педагога на так явно.Подростки старшего возраста в своем образе делают акцент на компетентности педагога, его способностях психолога, современности, умение разбираться в насущных проблемах и соответствовать молодежи. Приписывание образу педагога амбициозности и тщеславия можно также отнести к современным тенденциям сознания старших подростков.[15]Значительный уровень знаний педагога дополнительного образования оценили 50% тестируемых подростков, трудолюбие – 33%, чуткость, внимательность и справедливость – по 25%, помощь и веселый характер – соответственно – по 16,7%, и на последнем месте умение излагать материал- около 10%. Как мы можем заметить, для педагога дополнительного образования личностные качества оказываются важнее уровня знаний. Возможно, это объясняется спецификой дополнительного образования, которое больше включает в себя практика и развитие социальных навыков учеников.


Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект
Общей особенностью данных методик является то, что ребенку предъявляют определенную проблемную ситуацию. В отличие от метода проблемных ситуаций, описанного выше, здесь ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Это может быть изображение какого-либо знакомого и понятног ...

Упражнения, направленные на развитие мышления
Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких – либо известных предметах. Гуляю по свету, Жду ответ ...

Методы изучения запоминания. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Прежде всего необходимы ...