Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Страница 2

Материалы по психологии » Исследование готовности детей к школьному обучению » Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика Л.А. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику. Среди других неверных путей и тупи ков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо таких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и в схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решение задачи.

Наиболее распространенными методиками, диагностирущими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующее:

а) «Объяснение словесных картин»: ребенку показывают картинку и просят ребенка рассказать что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь;

б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от3 до 6) на которых изображены этапы известных ребенку действий. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.

Серии картинок могут быть по содержанию разной степени сложности. Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие анкеты мышления изучают при помощи методики предметной классификации. Ребенок составляет группы карточек с изображениями на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все большие» или «они красные») , по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платья висят в шкафу»).

При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены, и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используются более сложные методики. Трудные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарник. Кроме пословицы ребенку даются фразы, одна из которых соответствует смыслу пословице, вторая не соответствующая пословице по смыслу, но внешне ее напоминает. Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладение навыком мыслительной деятельности.

Страницы: 1 2 


Проведение исследования образа педагога дополнительного образования в подростков по методике СОЧ(И)
Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Подросткам, девочка и мальчикам, выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «педагог дополнительного образования» простыми или сложными словами, определениями из нескольких слов ...

Невербальные особенности в процессе делового общения
Умение читать приобретается чтением книг, но гораздо более необходимое умение - познание мира - можно приобрести, только читая человека и изучая самые разные его издания. Честерфилд. Письма к сыну Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письм ...

Исследование особенности восприятия и отношения к телевизионной рекламе
Исследование проходило в несколько этапов. На данном этапе целью нашего исследования было определение отношения к телевизионной рекламе студентов технического и военного вуза (всего 75 человек - 40 юношей и 35 девушек, в возрасте от 17 до 20 лет), их восприятие рекламы. А именно: а) отношения к рекламе (нравится или нет); б) степень ...