Специфика внутренней картины болезни. Понятие
«внутренняя картина болезни»Страница 1
Большинство исследователей понимают под внутренней картиной болезни все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, - весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм (Лурия А.Р., 1977). Переживания личностью страданий известны и давно описаны. Знаменитые врачи прошлого С.П. Боткин, В.М. Бехтерев, Н.М. Филатов ориентировали на необходимость лечения больного, а не только симптомов болезни. Они требовали понимания личности больного и учёта её особенностей в процессе диагностики и лечения. Влияние болезни на психологическое состояние пациентов изучалось многими специалистами. При этом, механизм формирования реакций личности на болезнь каждый из них понимал по-своему.
Все ощущения, переживания, настроение больного вместе с его собственными представлениями о своей болезни Гольдшейдер (1929) назвал аутопластической картиной болезни и отнёс сюда не только субъективные симптомы больного, но и ряд сведений о болезни, которыми располагает больной из прежнего знакомства с медициной, из литературы, из бесед с окружающими, из сравнения себя с аналогичными больными и т. д.
В общем виде аутопластическая картина болезни имеет следующие стороны:
-сензитивную (локальные боли и расстройства – по закону распространения импульсов в более периферических отделах нервной системы);
-эмоциональную (страх, тревога, надежда, т.е. эмоциональные переживания);
-волевую (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении);
-рациональную и информативную (знания о болезни и ее оценка).
Такое «горизонтальное расчленение» аутопластической картины болезни является схематическим, в действительности психические процессы всех этих областей переплетаются в различных комбинациях.
Р. Конечный, М. Боухал также выделяют в аутопластической картине болезни две составляющие – эмоциональную и волевую. Эмоциональная сторона – это страх, тревога, надежда, т.е. эмоциональные переживания, а волевая – это усилия, направленные на борьбу с болезнью и заботу о своём здоровье (Исаев Д.Н., 2005).
Обусловленность аутопластической картины болезни можно разделить на три области:
1. Характер болезни: острая, хроническая, какую требует помощь или лечение (амбулаторное или клиническое, консервативное или хирургической), имеются ли сильные боли, ограничение подвижности, неприятные косметические симптомы, например, при кожных заболеваниях, зловонных ранах.
2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь:
а)проблемы и неуверенность, которые с собой приносит болезнь;
б)среда, в которой развивается болезнь;
в)причина болезни: считает ли больной себя виновником заболевания или других.
3. Преморбидная личность (т.е. личность, какой она была перед заболеванием). При этом имеют значение:
а)возраст;
б)степень общей чувствительности к прямым, особенно неприятным факторам, например, к боли, шуму, неприятным обонятельным факторам, которые нередки в больницах.
в)характер эмоциональной реактивности (темперамент);
г)характер и шкала ценностей;
д)медицинская сознательность, которая проявляется реальной оценкой болезни и соответственной оценкой объективной ситуации.
Играет роль и социальное положение больного. Для большинства заболеваний болезнь означает социальные невыгоды и экономические потери, поэтому они стараются как можно быстрее выздороветь. Особенно эта проблема обострилась в последние годы, так как качественные медицинские услуги оказываются в частных клиниках и стоят недешево. Кроме того, зачастую небольшие фирмы не оплачивают лечение своих сотрудников.
Экспериментальное изучение особенностей развития
эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте. Экспериментальное
изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы подростков
Изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы личности подростка было организовано в МОУ Комской СОШ № 4 в 8 и 9 классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых - 13 - 15 лет. В исследовании участвовало 26 подростков. Из них 5 девочки и 21 мальчика.
В данной группе подростков было проведено обследова ...
Методики
1. Задания с предметами быта:
Цель: выявить усвоение ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимости действий.
а) Стимульный материал: набор карточек с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом ит. д. Попросить ребенка показать предме ...
Прогностическая значимость психопатологических проявлений (феноменологическая
диагностическая ось)
Основой подавляющего большинства современных работ по изучению теоретических и прикладных проблем пограничной психиатрии является использование клинико-психопатологического метода. Считается, что он остается "единственным общепризнанным и надежным диагностическим инструментом, основывающемся на феноменологическом анализе состояния& ...