Эмоции в воспитании детей.
Страница 1

поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего интересуют проблемы, связанные с твоим обучением, школьными нагрузками, и они не замечают главной сложности твоего возраста - а ты тем временем взрослеешь и незаметно уходишь из-под маминого крыла.Иногда мамы так говорят про детей этого возраста: "Он был таким милым, открытым, нежным . А теперь все делает как большой - просто так не приласкается, ждет, что за это ему будет, какая реакция у мамы".

Конечно, сын или дочь не стали меньше любить маму. Просто у детей в этом возрасте развивается та составляющая психики, которая отвечает за соблюдение общественных норм, принятие социальных ролей - за то, что психологи называют социализацией. Ребенок усваивает, что есть он сам по себе - настоящий, но в обществе он может быть совсем другим, и в разных условиях вести себя можно (и нужно!) по-разному. Еще - что мир не черно-белый и не постоянный, он все время меняется: люди все разные, у них меняется настроение, они могут быть хорошими или плохими, и иногда это зависит от его поведения, а иногда - нет. В общем, прежде стабильный мир распадается, отношения усложняются. Для ребенка это источник стресса. Важно, чтобы мама понимала: этот стресс нормален, он обязательно должен сопровождать развитие, но от родителей зависит, пойдет ли он ребенку на пользу или приведет к трудностям школьной адаптации. Итак, на что же надо обратить внимание?

Уже начиная с 5-6 лет мы часто наблюдаем у детей регресс к эмоциональности и поведению маленького ребенка (а мамы воспринимает это как капризы, упрямство), попытки вранья и притворства (ничего удивительного: ребенок учится адаптироваться, примеряет на себя новые умения и роли). Он естественно становится менее непосредственным, бывает, что у него назойливость перемежается с замкнутостью. Трудно общаться с таким "непонятным" малышом, и мама часто просто "оставляет ребенка в покое" - положа руку на сердце, ее устраивает, что он требует меньше внимания, способен сам занять себя. Но как следствие - малыш еще больше отдаляется от родителей.

В этом возрасте у мамы еще есть шанс "разговорить" ребенка - самой проговаривать все переживания, проблемы и ситуации и его тоже научить этому. А если она по дороге домой ограничивается вопросами: "Как дела, что было в саду?", что ребенок может ей ответить? Для него - все было. Да для него один день - как для нас год. Он говорит: "Все нормально" (или что-то в том же духе). И мама вполне удовлетворенная дальше идет молча (а дома три часа говорит по телефону).

В результате такого поведения родителей дети теряют ключ к своей эмоциональности

- они не могут ни выразить переживание, ни контролировать и осознавать его. Потому что не умеют использовать речь для выражения своих чувств, всерьез полагают, что слова нужны лишь для манипулирования другими людьми - дай, принеси, отстань.

Дети, не умеющие выражать свои переживания и делиться ими с близкими, чаще болеют, хуже себя ведут: и болезни, и капризы становятся способами показать окружающим, что ребенку плохо. А проходит несколько лет, и к психологу приходит мама подростка: "Он со мной не разговаривает, на все отвечает "нормально". Я не знаю, что его тревожит, о чем он думает".

Когда ребенок выходит во внешний мир (конечно, выход в мир начинается раньше 6 лет, но в этом возрасте социализация делается главной темой развития ребенка), своеобразные эмоциональные"якоря", которые удерживают его в жизни, меняются. До сих пор такими опорами были физическая забота и уход матери, а для ощущения собственной ценности было довольно чувствовать, что "меня любят и мне комфортно".

Страницы: 1 2


Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств
Целью контрольного этапа нашего экспериментального исследования было путем повторной диагностики проявления лидерских качеств у учащихся проверить эффективность занятий по развитию лидерских качеств у старших школьников. Для проведения диагностики мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе. В результате данной диагно ...

Исследование восприятия учащихся.
Для исследования восприятия учащихся были проведены следующие тесты (см. Приложение 3): № 1. ''Прием информации''. Этот тест позволил определить эффективность приема информации учащимися. Было зачитано в быстром темпе 32 слова, а учащиеся должны были эти слова классифицировать и записать сокращенно в 5 колонок. При количестве записанны ...

Трудности, возникающие у семей с неполноценными детьми
Первое, что приходится совершить семье, — это принять диагноз. В своей обзорной статье Штеги говорит о том, что сообщение диагноза «вызывает шок и личностную дезинтеграцию у родителей». За этим следует процесс, состоящий из фаз отрицания, приписывания вины, агрессии, ярости и печали, что напоминает совладание с диагнозом у тяжело и смер ...