Описание и обоснование методик
Страница 1

В ходе дипломного исследования была поставлена цель: изучить отношение к заболеванию у детей со сколиозом и компрессионным перелом.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявления личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом;

2. Выявление уровня невротизации;

3. Выявление уровня депрессии;

4. Определение типа отношения к болезни;

5. Раскрытие внутренней картины болезни.

В связи с поставленными задачами использовались следующие методики:

• Личностный опросник Р. Кеттелла – HSPQ (Психологическая диагностика в психолого-педагогической практике. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – с. 196);

• Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.- с. 672);

• Методика ТОБОЛ. (Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: Учеб. Пособие / Под ред. Д.И. Исаева, В.Е. Кагана. – СПб.: ПМИ, 1991);

• Методика диагностики уровня невротизации Л.М. Вассермана. (Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.– Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.- с. 672).

1. Личностный опросник Р. Кеттелла (HSPQ).

Цель – выявление индивидуальных свойств, эмоциональных и поведенческих особенностей.

Личностный опросник для подростков от 12 – 16 лет. Факторный опросник Р. Кеттелла – одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.

Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элеменотов (свойств, черт), определяющих её внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями и выраженности личностных черт.

Информация, полученная с помощью опросника HSPQ, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учётом индивидуальных особенностей подростка.

Опросник HSPQ представляет собой систему из 14 факторов и содержит 142 вопроса, каждый из которых имеет три варианта ответа, из которых нужно выбрать один.

1. ФАКТОР А (экстраверсия – интроверсия);

2. ФАКТОР В (высокий – низкий интеллект);

3. ФАКТОР С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость);

4. ФАКТОР D (беспокойство – уравновешенность);

5. ФАКТОР Е (настойчивость – зависимость);

6. ФАКТОР F (беспечность – озабоченность);

7. ФАКТОР G (добросовестность – недобросовестность);

8. ФАКТОР Н (смелость – робость);

9. ФАКТОР I (мечтательность – практичность);

10. ФАКТОР J (индивидуализм – общительность);

11. ФАКТОР О (тревожность – самоуверенность);

12. ФАКТОР Q2 (самостоятельность – зависимость);

13. ФАКТОР Q3 (высокий самоконтроль – низкий самоконтроль).

14. ФАКТОР Q4 (напряжённость – расслабленность).

2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге.

Методика разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний близких к депрессии.

Данная шкала включает в себя 20 утверждений: 10- характеризующих проявление сниженного настроения (субдепрессия), 10- состояние без депрессии.

Цель – выявить состояние без депрессии, лёгкую депрессию ситуативного или невротического характера, субдепрессивное состояние, маскированную депрессию, истинное депрессивное состояние.

3. Методика ТОБОЛ (тип отношения к болезни).

Методика разработана А.Е. Личко в 1980 г.

Цель – выделить тип реагирования на болезнь.

Методика содержит 12 типов отношения к болезни: гармонический, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцнетрический, паранояльный, дисфорический.

Страницы: 1 2


Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. Произвол ...

Образцы пунктов «Шкалы социального интереса»
Испытуемый отмечает крестиком те черты, которые у него имеются. Выбор первой черты из левого столбца и второй из правого столбца отражает высокий социальный интерес. --- 1 способен прощать-- 1 настороженный --- 2 мягкий ------ 2 сотрудничающий --- 1 щедрый ------- 1 честолюбивый ---- 2 индивидуалистичный 2 терпеливый --- 1 вежливый ...

Особенности восприимчивости детей, подростков и молодежи к рекламному воздействию
Дети особенно восприимчивы к рекламному воздействию. Не имея собственного жизненного опыта, они склонны подражать поведению взрослых. Длительные исследования ряда зарубежных психологов, таких как А. Бандура, Р. Берон, Д.Ричардсон, Л. Берковиц [62], исследовавших проблему влияния кино и вещания на детей и взрослых, показали, что влияние ...