Основная частьСтраница 5
гдеСА – общий уровень самоактуализации;
ОВ – ориентация во времени;
Ц – ценности;
ПЧ – взгляд на природу человека;
П – потребность в познании;
КТ – креативность (стремление к творчеству);
А – автономность;
С – спонтанность;
СП – самопонимание;
АС – аутосимпатия;
К – контактность;
Г – гибкость в общении.
Как видно из табл. 2, испытуемым в целом присущ средний уровень самоактуализации (68,1 балла). При этом наиболее высокие показатели выявлены по шкале аутосимпатии (10,7 балла), автономности (10,3 балла) и контактности и спонтанности (по 9,2 балла). Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Высокая автономность указывает на зрелость и независимость личности. Автономность не означает отчуждения и одиночества, а, напротив, является критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия. Контактность определяет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.
Наиболее низкий показатель у испытуемых выявлен по шкале оценки времени (8,1 балла). Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Низкий результат присущ людям, невротически погруженным в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительным и неуверенным в себе. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.
В результате диагностики старшеклассников 2 группы с помощью методики САМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина
было выявлено следующее:
испытуемым в целом присущ средний и высокий уровень самоактуализации; низкий уровень не выявлен; средний показатель в баллах – 68,1 баллов.
Практические рекомендации
1. При проведении первичной диагностики пограничных психических расстройств в психиатрических отделениях военных госпиталей целесообразно, наряду с указанием развернутого клинического диагноза (феноменологическая диагностическая ось), оценивать выраженность нарушений (уровневая ось) и индивидуально-личностные особенности, отражающие ада ...
Умственное развитие в раннем детстве
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно – двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шесть стадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третичные круговые реакции (1-1.5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них сами ...
Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей
младшего школьного возраста. Особенности младшего
школьного возраста
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. ...