Основные принципы диагностической деятельности детского психолога
Страница 3

Терминологическую проблему необходимо решать в общем контексте психологической этики, гуманизации психологии детства в целом. Не секрет, что часто за неимением собственного терминологического и классификационного аппарата, описывающего особенности ребенка, психологи вынуждены обращаться к содержательному и терминологическому аппарату медицины, логопедии и других смежных областей знаний.

Это не только размывает собственное содержательное поле профессии, но, например, в рамках консультативно-диагностической работы с семьей очень тяжело воспринимается родителями [30 с. 19].

Поэтому гуманность психологической терминологии и, в то же время, терминологическая адекватность используемых понятий реальному состоянию дел должны быть возведены в рамки принципа деятельности психолога.

Принцип приоритетности образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении.

Необходимо понимать статус психолога – практика как дополнительного специалиста, решающего всего лишь включенные в общий контекст образования задачи. Не вызывает сомнения, что даже такое ограниченное понимание функционирования психолога требует его включения в экспертизу учебных пособий, и непосредственно в педагогические технологии – с одной лишь целью: разумной и взвешенной адаптации образовательной среды к ребенку и его возможностям. В тоже время и в этом случае наиболее важными показателями является оценка возможностей овладения ребенком соответствующими образовательными программами и дальнейшая оптимизация образовательных воздействий, связанных с этой возможностью. Поэтому, именно принципом приоритета образовательных задач должен руководствоваться психолог, работающий в рамках различных образовательных учреждений.

Необходимо в очередной раз сказать об этических принципах диагностической деятельности психолога. Тем более что они важны и в оценочной, диагностической деятельности психолога. При работе с семьей обследуемого ребенка, при передаче информации педагогу, воспитателю детского сада, ответе на запрос каких-либо учреждений, органов социальной защиты или даже правоохранительных органов все время возникает практически бесконечное количество сложных этических задач. Как построить обследование того или иного ребенка, чтобы обеспечить объективную оценку, не нарушая при этом его прав? Как и на каком языке психолог будет общаться с родителями или другими людьми, призванными защищать права ребенка, каким образом будут защищаться его права при обмене информацией о нем? Что можно, а что не в коем случае нельзя передавать в качестве информации о состоянии ребенка или его окружения другим специалистам. Все эти вопросы очерчивают ту область, на которую распространяется профессиональная этика психолога, откуда исходят этические принципы обследования.

С этическими принципами тесно смыкается и принцип профессиональной компетентности специалиста. Профессиональной компетентность как этическая составляющая деятельности любого специалиста в настоящие время приобретает огромное значение. В условиях не всегда адекватной понимаемой демократизации психологии, когда в психологическую практику буквально хлынул поток самых разнообразных методик и технологий, чрезвычайно важно уметь осознавать круг своей компетентности, чтобы не превысить своих возможностей и не навредить, в первую очередь ребенку. Специалист, отдающий себе отчет в области своих возможностей, никогда не возьмется за несвойственное, недоступное ему дело, сможет сказать нет необоснованному запросу, откуда бы он не исходил. Этот принцип может быть распространен и на непосредственно диагностический компонент психологической деятельности, на компетентность использования психологом тех или иных диагностических технологий или отдельных методик.

Дополнительно следует сказать еще об одном важном аспекте – оценке эффективности деятельности психолога.

Оценка эффективности деятельности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор является наименее разработанной. В то же время руководствоваться каким-либо критериями в оценке своей деятельности крайне необходимо. Важность использования критерия успешности приспособления ребенка к социально-психологическим требованиям окружающей среды как эффективности психологической деятельности отличается многими специалистами [20; 30].

Страницы: 1 2 3 4


Этапы проведения исследования
1) Определение типа корпоративной культуры в различных подразделениях организации и степени согласованности имеющегося в подразделениях организации и предпочитаемого работниками типа корпоративной культуры с помощью методики «Оценка организационной культуры» (Камерон К., Куинн Р.) и дополнительного вопроса из анкеты «Исследование удовле ...

Модель обработки инфы.
Инфа передаётся 2 путями: специфич (первое впе­чатление) – по этому пути передаются физ хар-ки стимула. Спец идёт через спинной продолговатый мозг, прямо к коре гол мозга. Неспецифич – от него зависит точность и объём восприятия, на нём формир-ся подключение эмоций, эмоц обработка инфы. Когда мы не успеваем выработать отноше­ние (в силу ...

Анализ и интерпретация данных
Особенности восприятия времени Полученные экспериментальные данные позволили поделить выборку на 3 равноколичественные группы по признаку точности восприятия времени. После просчета описательной статистике были получены следующие результаты: средняя точность по всей выборке составила 98%, стандартное отклонение 12,8. (табл.3.1). К перв ...