Заключение
В заключении мне хотелось бы обратить внимание на влияние тревожности на развитие личности ребенка.
По мнению Поповой Н.М., устойчивая тревожность оказывает негативное влияние на действительность и развитие личности детей и подростков, вне зависимости от того, в какой форме она проявляется, и даже в тех случаях, когда ребенок сознательно использует тревожность в своих целях. (Попова Н.М., 2001). Во многом это происходит за счет того, что тревожность придает деятельности выраженный приспособительный характер. Как представляется, это во многом объясняется тем, что деятельность, общение осуществляются не по внутренним, присущим самой действительности мотивам, а в значительной степени определяются тревожностью, т.е. внешним по отношению к действительности, чуждым ей мотивом. Кроме того, полученные в многочисленных исследованиях факты, характеризующие влияние тревожности как устойчивого образования на деятельность, позволяет утверждать, что мобилизирующая функция тревоги действует в таких случаях в достаточно узких пределах из-за силы и стабильности этого переживания.
Устойчивость и интенсивность переживания тревожности чрезвычайно расширяют круг ситуаций и обстоятельств, которые оказываются для человека значительными. Дополнительный опрос испытуемых показал, что в значительной части случаев происходит не только расширение круга таких ситуаций и обстоятельств, но и включение в них представлений о себе, в результате чего гиперестезиия в первую очередь обращается на себя, на свои проявления даже в полностью безоценочной обстановке. Другими словами, даже нейтральные ситуации превращаются в оценочные. Поведение тревожных детей и подростков, их высказывания свидетельствуют, что нередко они испытывают потребность в этом переживании, поскольку оно отражает привычное представление о себе, привычную самооценку, привычное эмоциональное самочувствие. Известно, что потребность в устойчивости «Я-концепции», представление о себе имеет две стороны:
а) она связана с достижением определенного уровня целей, которое обеспечивает удовлетворительный уровень отношений к себе;
б) она связана с сохранением привычного отношения к себе вне зависимости от его характеристик.
Можно полагать, что для детей и подростков оказывается значимой именно вторая сторона, поскольку с ее помощью обеспечивается стабильная и предсказуемая картина мира и видение своего места в нем. Для тревожных людей это особенно важно, поскольку, ситуации неопределенности, неустойчивости для них являются очень сложными: даже малейшая неопределенность может резко усилить это переживание.
Таким образом, тревожность как устойчивое образование тесно связана с «Я-концепцией» человека, с «вовлеченностью Я», чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Она обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребительской сферы. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.
Отчет об третьем эксперименте
При проведении опыта 4 испытуемым были предоставлены 20 слов, смысл которых - характер действий и категорий. Им были прочитаны слова, которые испытуемые должны были запомнить. На втором этапе испытуемым было предоставлено 20 слов аналогичного характера. Для запоминания было предложено каждое слово обозначить пиктограммой. Обработка рез ...
Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у старших
школьников. Понятие и типы лидерства в психологии
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический пери ...
Воспитание новых привычек
Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных черт характера (привычек), обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим хорошо продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.
Рассмотрим подробнее ...


