Свойства восприятия времени
Страница 3

Восприятие времени, в отличие от других видов, не имеет специального анализатора, способного указать человеку на объективные характеристики прошедшего отрезка времени. Его заменяет непосредственное переживание, основанное на опыте каждого и названное «чувством времени». Оно связано с органической основой человека, а именно с постоянной сменой в нервной системе человека процессов возбуждения и торможения. Ритмичность функционирования организма: ритм сердечных сокращений, дыхания, физиологических потребностей – влечет за собой выработку определенных рефлексов, позволяющих правильно оценивать определенные отрезки времени.[8]. Известно также, что на восприятие времени оказывают влияние некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику организма. Экспериментально доказано, что под влиянием амфетаминов у людей возникает ощущение более медленного течения времени, чем происходит на самом деле.[2]. Подобное же действие оказывает и кофеин. Оксид азота и другие анестезирующие газы воздействуют на человека так, что время для него укорачивается, т.е. происходит недооценка временных интервалов.[4]. С другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее, механизм, опосредующий восприятие времени, а также причины, по которым химические вещества оказывают искажающее влияние на данный тип восприятия, до сих пор являются одной из нерешенных психофизиологических проблем.[12].

На правильность восприятия времени влияют несколько факторов. Во-первых, длина воспринимаемого отрезка времени. Лучше всего человек оценивает короткие интервалы времени, при этом существует тенденция преувеличения одноминутного отрезка. Длительные интервалы более подвержены ошибкам в оценке, время более 5-10 минут чаще преуменьшается. [18] Тем не менее, существуют предположения, что оценки времени могут отражать работу двух различных механизмов. Оценка короткого интервала называется собственно «восприятием времени» и может рассматриваться, подобно слуховому восприятию громкости звука, как ответ на некоторый неопознанный стимул. Термин «суждение о времени» применяется к оценке более длительных интервалов, где оказывается необходимым запоминание длины интервала, а физическое время может быть только одним из многих взаимодействующих факторов, определяющих оцениваемую величину.[11]. При восприятии длинных интервалов всегда требуется некоторое целенаправленное усилие, чтобы объединить начало и конец длительности в целостный образ. Эта форма оценки времени является особенно сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени. К коротким интервалам обычно относят время менее 10-15 секунд, соответственно, длинные интервалы – более 15 секунд.[17].

Во-вторых, человек может оценить правильно лишь те интервалы времени, при восприятии которых он может опираться на объективную физиологическую основу, например, на слуховые или кинестетические анализаторы. В данном случае время дробится на более мелкие отрезки, которые тем меньше, чем больше у человека опыта в восприятии коротких интервалов.[18].

В-третьих, на оценку длительности также влияет содержание деятельности человека. Чем более насыщены разнообразными событиями дни или недели в жизни человека, тем быстрее они для него проходят, тем быстрее бежит субъективное время. Чем меньше событий в определенный отрезок времени, тем медленнее он тянется, тем однообразнее и длиннее он кажется.[16].

От субъективной оценки длительности прошедших интервалов на уровне восприятия необходимо отличать ориентировку во времени как определение данной фазы изменений в общем цикле изменений. Двумя наиболее важными системами временных ориентиров у человека являются: смена дня и ночи и ритмы самого организма: перед привычным временем приема пищи ощущается голод, перед сном - усталость.[14]. Ориентировка во времени формируется в процессе индивидуального развития. Только к 5 годам ребенок безошибочно называет утро и послеполуденное время.

Страницы: 1 2 3 4 5


Компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии
В этом разделе описаны компоненты методики разработанного нами когнитивно-поведенческого вмешательства по контролю паники. Далее в этой главе они объ­единены в пошаговую программу вмешательства. ...

Структурно-логическая схема
Диагностика агрессивности Задание 3. Список ученых разрабатывавших данную проблему № п/п Ф. И.О. психолога Годы жизни Вклад в науку 1. Б. Брайклин, З. Пиотровский Э. Вагнер Разработали тест диагностики агрессивности, названный тест руки Вагнера. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения ...

Критерии выявления застенчивых детей
Первый вопрос, который возникает перед педагогом и практическим психологом: каких детей следует отнести к группе застенчивых, а каких — к группе незастенчивых? Опираясь на жизненный опыт и на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей. ♦ В их поведении обычно отража ...