Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии
Страница 1

Материалы по психологии » Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника » Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии

Итак, мы рассмотрели объект нашего исследования, класс школы Екатеринбурга, состоящий из 27 человек и непосредственные методы развития эмпатии у них. Для того чтобы судить об эффективности этих методов и взаимосвязи чувства эмпатии и социализации школьников в ходе исследования проводятся два теста: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М Юсупова, адаптированном для детей и диагностика социально-психологической адаптации, разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом.

Для проведения первого теста, всем учащимся пятого класса раздаются анкеты с вопросами (приложение 1), напротив которых они должны отвечать « не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».

При обработке результатов каждому ответу присваивается свое числовое соответствие - 0, 1, 2, 3, 4, 5. Пример можно увидеть в подробной анкете Абрамовой Яны (приложение 2). Остальные анкеты не приводятся, так как займут слишком много места.

Перед обработкой теста проводится проверка его достоверности. Не должны встречаться только ответы « не знаю» на вопросы, 2, 4, 16, 18, 33, или всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. После проверяются пару утверждений в вопросах 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36 на предмет повторений «всегда» или «да». Пары вопросов 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28 на предмет повторений «никогда» или «нет». [10]

Общий балл суммируется. Если он равняется 82-90, то уровень эмпатии в целом можно считать очень высоким, 63-81 высоким, 37-62 средним, 12-36 низким, 5-11 очень низким.

После этого определяется уровень эмпатии к отдельным категориям личностей и живым существам (таблица 1).

Таблица 1

Уровень эмпатии по отношению к каждой составляющей

Шкалы

Номер утверждения

Номер

Проявлении эмпатии к:

I

Родителям

10, 13, 16

II

Животным

19, 22, 26

III

Пожилым людям

2, 5, 8

IV

Детям

25, 29, 32

V

Героям художественных произведений

9, 12, 15

VI

Незнакомым или малознакомым людям

21, 24, 27

Уровень эмпатии по шкалам, равный 15 - очень высокий, 13-14 высокий,

5-12 средний, 2-4 низкий, 0-1 очень низкий. [11]

В приложении 3 мы наглядно видим, что у большинства учащихся уровень эмпатии высокий и очень высокий (что можно выразить диаграммой на рисунке 1), лишь у Егорова и Новиковой он средний. В целом эти критерии свидетельствует об эффективности разработанной системы развития эмпатии, тренингов и уроков в школе. Но не хватает индивидуального подхода для детей с акцентуациями характера.

Тест К. Роджерса и Р. Даймонда представляет собой изучение показателей социализации личности учеников, в частности социальной адаптивности, самовосприятия и принятия других людей, эмоционального комфорта в обществе и других качеств.

Рисунок 1

Диаграмма уровня развития эмпатии учащихся

Ученикам также раздаются анкеты (приложение 4), на вопрос котрого они должны отвечать «это ко мне совершенно не относится», «мне это не свойственно в большинстве случаев», «сомневаюсь, что это можно отнести ко мне», «не решаюсь отнести это к себе», «это похоже на меня, но нет уверенности», «это на меня похоже», «это точно про меня».

Номера высказываний отвечают определенным группам качеств – таблица. Для «лживости +» они противоположны.

Руководствуясь данными приложения 5 подсчитываются баллы показателей каждого участника (приложение 6).

А после рассчитываются интегральные показатели по формулам:

Адаптация:

Например, для Абрамовой адаптация равняется, так как согласно ее анкете, не приведенной в следствии объемности, ее адаптивность равно 101 баллу, а дезадаптивность 61 (таблица 2):

Страницы: 1 2 3


С чего начать воспитание мужчины
Первое, что нужно знать о мальчиках, - это то, что они гораздо более, чем девочки подвержены целому ряду неврологических расстройств (примерно в 4-5 раз), которые, среди прочего, могут приводить к нарушению способности к обучению, аутизму и многочисленным вариантам этих синдромов. Есть несколько интересных теорий, в которых делается по ...

Внимание. Приёмы его активизации.
Это произв или непроизв направленность и сосредо­точенность психич деят-ти. В м/быть непроизв, или пассивным, и произвольным, или активным. В пред­ставляет собой особую динамич хар-ку деят-ти, её не­обход сторону. В связано с направленностью лично­сти в данный момент и при данных условиях. Не­про­изв В – В, вызываемое объектом. Т е вним ...

Исследование восприятия учащихся.
Для исследования восприятия учащихся были проведены следующие тесты (см. Приложение 3): № 1. ''Прием информации''. Этот тест позволил определить эффективность приема информации учащимися. Было зачитано в быстром темпе 32 слова, а учащиеся должны были эти слова классифицировать и записать сокращенно в 5 колонок. При количестве записанны ...