Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности. Чувство эмпатии и социализация личности
Страница 1

Материалы по психологии » Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника » Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности. Чувство эмпатии и социализация личности

Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.[1]

Психологами выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.

В зависимости от темперамента и личных психологических качеств все люди проявляют различную склонность к эмпатиии. Наиболее глубоко чувство эмпатии переживают интровертированные личности склонные к меланхолии.

На степень эмпатии у школьников влияет ряд факторов: дети менее склонны к эмпатии, им нужно больше времени для ее развития и укоренения. Уровень развития чувства эмпатии у девочек, выше, чем у мальчиков. Также была выявлена связь между эмпатией и самопринятием, и эмпатией и принятием других. Получено, что у девочек принятие других связанно с эмпатией к родителям. Таким образом, понимая и принимая близких людей - родителей, сочувствуя им, девочки научаются понимать и принимать других . У мальчиков показатель принятие себя связан с общим уровнем развития эмпатии (согласно тесту Ю.Н.Емельянова-Б.Н.Орлова). Принимая себя - свои положительные и отрицательные стороны, мальчик сможет принимать других.[2]

Безусловно, сила эмпатии также зависит от степени знакомства с человеком - объектом чувства эмпатии.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

В ходе социализации ребенок или подросток усваивает все черты сознания и поведения, культивируемые в обществе. Но, порой некоторые из них могут быть непонятными ребенку и казаться ненужными. Осознать их важность, они могут прочувствовав их влияние и роль для других людей. Например, ученик может не осознавать необходимость уступать место старшему или делится со свом сверстником. Опытный педагог-психолог в избранной форме помогает такому ребенку поставить себя на место взрослого или сверстника и прочувствовать испытуемый дискомфорт от его нарушений правил поведения.

В психологической литературе, охватывающей исследования эмпатии, часто речь идет о том, что необходимым условием для ее возникновения является не только гуманное отношение в целом, а и наличие симпатии к объекту сопереживания. Исследуя феномен аттракции, Л. Гозман отмечал, что помощь или сочувствия вызывает симпатию не только у того человека, на который они направляются, но и обратную, причем ее величина значительно превышает предыдущую.[3] В педагогических работах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, в частности, отмечается, что симпатия, аттракция к другому человеку обязательно возникает при предоставлении ему помощи, поддержке, сочувствие. «Истинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что подарил радость другому человеку» утверждал Ш.А. Амонашвили.[4]

Страницы: 1 2 3


Психические основы обучения животных человеческой речи.
Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы. Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению уч ...

С чего начать воспитание мужчины
Первое, что нужно знать о мальчиках, - это то, что они гораздо более, чем девочки подвержены целому ряду неврологических расстройств (примерно в 4-5 раз), которые, среди прочего, могут приводить к нарушению способности к обучению, аутизму и многочисленным вариантам этих синдромов. Есть несколько интересных теорий, в которых делается по ...

Исходы пограничных психических расстройств у больных с различными типами приспособительного поведения
На данном этапе работы мы оценивали различия в структуре и выраженности психопатологических проявлений у больных с различными типами приспособительного поведения, а также особенности их социальной адаптации. Распределение больных по группам психических расстройств в зависимости от ТПП приводятся в табл.42. Как следует из представленны ...