Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической
деятельности. Чувство эмпатии и социализация личностиСтраница 2
Под влиянием чувства емпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Они помогают человеку в будущем и в профессиональном росте. Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечают положительное влияние роста уровня эмпатии на социальную и профессиональную адаптацию врачей, педагогов, школьных психологов, на усовершенствование их коммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным проявлениям.
В современной педагогике и психологии различают несколько моделей социализации личности ученика.
В социологической модели (от латин. socіetas – «общество») социализация понимается как трансляция культуры от поколения к поколению и рассматривается как общий механизм наследования прошлого опыта. Данная модель социализации допускает усвоение учениками как стихийных (улица), так и организованных (школа) влияний социальной среды. Причем соотношение этих влияний в большинстве случаев бывает непредвиденным. Такая модель социализации просматривается в деятельности детских домов и школ-интернатов, особенно тех из них, в которых находятся дети с ограниченными возможностями физического и умственного развития.
Интериоризационная модель (от латин. іnterіo – «внутри») подразумевает под социализацией усвоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, произведенных обществом, которые демонстрируются ближайшим окружением как образец поведения. В результате у ребенка составляется система внутренних регуляторов, обычных норм поведения. Данная модель социализации основана на внешней поддержке желательной для окружающих людей поведения. О типе интериоризационной модели свидетельствуют языковые формулы одобрения или неодобрение разного типа поведения воспитанников. По типу такой модели социализации подростки втягиваются в неформальные, в том числе преступные, группы. Действие данной модели особенно эффективно для закрытых групп - религиозных, национальных. Именно эта модель чаще всего применяется в системе воспитательно-трудовых колоний.[5]
Факторно-институционная модель (от латин. factor – «тот, кто делает, производящий»; іnstіtutum – «учреждение») включает в процесс социализации личности действие факторов, институтов и агентов. Различают мегафакторы (влияние солнечной активности, экологической обстановки в мире и т.п.), макрофакторы (тип государства, состояние войны или мира, демографическая ситуация и т.п.), мезофакторы (национальность, тип религии, идеология, которая властвует в СМИ, и т.п.), микрофакторы (семья, школа, соседи, ровесники, общественные организации, милиция и т.п.). «Институтами социализации» в данном случае являются группы людей. Это педагоги и школы, ученики, профессиональная группа, спортивная команда и т.п. «Агентами социализации» выступают лица, которые осуществляют целенаправленное влияние на процесс развития подрастающего человека, - родители, учителя, воспитатели, тренеры и другие авторитетные взрослые. Эффективность действия факторно-институционной модели связанна с усилением или послаблением какого-нибудь фактора института или агента социализации. Чаще всего это бывает компенсирующее влияние воспитательных учреждений для детей из неблагополучных семей. В других случаях усиливается активность семьи и учреждений дополнительного образования при ослабленном влиянии школы.
Интеракционная модель (от англ. іnteractіon – «взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностного взаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон и не подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опыт взаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализация по типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения ограничивается или неправомерно суживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнего подъезда и т.п.). Реализация такой модели социализации часто наблюдается в малокомплектных школах, интернатах для детей с ранней одаренностью, учебных заведениях национальных землячеств.
Метод интервью
Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при это ...
Подростковый возраст
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизир ...
Математическая обработка исследования
На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют пре ...