Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности. Чувство эмпатии и социализация личности
Страница 2

Материалы по психологии » Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника » Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности. Чувство эмпатии и социализация личности

Под влиянием чувства емпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Они помогают человеку в будущем и в профессиональном росте. Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечают положительное влияние роста уровня эмпатии на социальную и профессиональную адаптацию врачей, педагогов, школьных психологов, на усовершенствование их коммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным проявлениям.

В современной педагогике и психологии различают несколько моделей социализации личности ученика.

В социологической модели (от латин. socіetas – «общество») социализация понимается как трансляция культуры от поколения к поколению и рассматривается как общий механизм наследования прошлого опыта. Данная модель социализации допускает усвоение учениками как стихийных (улица), так и организованных (школа) влияний социальной среды. Причем соотношение этих влияний в большинстве случаев бывает непредвиденным. Такая модель социализации просматривается в деятельности детских домов и школ-интернатов, особенно тех из них, в которых находятся дети с ограниченными возможностями физического и умственного развития.

Интериоризационная модель (от латин. іnterіo – «внутри») подразумевает под социализацией усвоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, произведенных обществом, которые демонстрируются ближайшим окружением как образец поведения. В результате у ребенка составляется система внутренних регуляторов, обычных норм поведения. Данная модель социализации основана на внешней поддержке желательной для окружающих людей поведения. О типе интериоризационной модели свидетельствуют языковые формулы одобрения или неодобрение разного типа поведения воспитанников. По типу такой модели социализации подростки втягиваются в неформальные, в том числе преступные, группы. Действие данной модели особенно эффективно для закрытых групп - религиозных, национальных. Именно эта модель чаще всего применяется в системе воспитательно-трудовых колоний.[5]

Факторно-институционная модель (от латин. factor – «тот, кто делает, производящий»; іnstіtutum – «учреждение») включает в процесс социализации личности действие факторов, институтов и агентов. Различают мегафакторы (влияние солнечной активности, экологической обстановки в мире и т.п.), макрофакторы (тип государства, состояние войны или мира, демографическая ситуация и т.п.), мезофакторы (национальность, тип религии, идеология, которая властвует в СМИ, и т.п.), микрофакторы (семья, школа, соседи, ровесники, общественные организации, милиция и т.п.). «Институтами социализации» в данном случае являются группы людей. Это педагоги и школы, ученики, профессиональная группа, спортивная команда и т.п. «Агентами социализации» выступают лица, которые осуществляют целенаправленное влияние на процесс развития подрастающего человека, - родители, учителя, воспитатели, тренеры и другие авторитетные взрослые. Эффективность действия факторно-институционной модели связанна с усилением или послаблением какого-нибудь фактора института или агента социализации. Чаще всего это бывает компенсирующее влияние воспитательных учреждений для детей из неблагополучных семей. В других случаях усиливается активность семьи и учреждений дополнительного образования при ослабленном влиянии школы.

Интеракционная модель (от англ. іnteractіon – «взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностного взаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон и не подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опыт взаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализация по типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения ограничивается или неправомерно суживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнего подъезда и т.п.). Реализация такой модели социализации часто наблюдается в малокомплектных школах, интернатах для детей с ранней одаренностью, учебных заведениях национальных землячеств.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции профессионально важных качеств личности в ходе ее профессионального роста. Результаты констатирующей диагностики по выявлению профессионально
Цель опытно - экспериментальной работы – выявить, как в ходе профессионального роста происходит изменение профессионально важных психологических качеств личности сотрудников коммерческих организаций, а именно: как изменяется структура тревожности (от личностной к ситуативной); как возрастает уровень нервно- психической напряженности; ка ...

Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувств ...

Об агрессии во время спора
Рассматривая проблемы споров и критики, нельзя не остановиться хотя бы немного на проблеме агрессии и стресса у участников этой далеко не всегда приятной ситуации. Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения в поведении и даже во внешних признаках. Довольно даже мимолетного взгляда, ч ...