Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков
Страница 3

Материалы по психологии » Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами » Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков

Старший школьный возраст.

Это возраст по преимуществу формирования характера, которое тесно связано не только с условиями жизни, учебой, трудовой и общественной деятельностью, но и с выработкой мировоззрения и жизненным самоопределением.

В юношеские годы значительно усиливаются такие волевые черты характера, как инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость.

Юноши и девушки гораздо более чем подростки, владеют активным торможением и поэтому у них сильнее самоконтроль и выдержка.[5,с.405-413]

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.

Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать своего рода «гимнастику поведения», закрепление правильных форм поведения.

Важнейшим средством воспитания характера является труд.[4,c.236-238] Труд, как говорил Макаренко, воспитывает целеустремленность, планомерность, точность и аккуратность при выполнении заданий, ответственность за порученное дело, бережливое отношение к орудиям труда и материалу. Труд требует бодрости, усилий, борьбы.[11,c.345]

Воспитывает жизнь во всем ее многообразии, но основными агентами воспитания и в том числе формирования характера являются семья и школа.[11,c.346] Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий – тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.[4,c.238]

Многие недостатки характера детей имеют своим источником неправильное воспитание в семье, например, баловство порождает упрямство, капризность, эгоизм, а физические наказания делают детей грубыми, а иногда притворными, трусливыми, забитыми.[11,c.346]

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем-то, что они ему говорят.[4,c.238] Личный пример – могучее средство воспитания. И.П. Павлов называл людей самыми сильными раздражителями.[11,c.364]

Для более старших школьников один из путей формирования характера – самовоспитание.[4,c.239] При самой лучшей организации семейного и школьного воспитания остается необходимость самовоспитания во все периоды жизни. Более того, одной из задач воспитания в школе и семье является побуждение учащихся к самовоспитанию.[11,c.349]

Страницы: 1 2 3 4


Выводы
Изучение развития общения показало. 1. Комплекс занятий включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения. 2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми охотнее общаться. 3. Анализ литературных источников, предшествующий практической части раб ...

Программа А.У. Хараша
А.У. Хараш отмечает, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Отличительные особенности диалогического общения следующие: равенство позиции воспитателя и воспитанника, при котом осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позицию другого отсутствие оценок, п ...

Адлерианская модель
Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Рекомендации Адлера по воспитанию умственного здорового ребенка (цитируется по Е.В. Сидоренко) Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания - любовь. Любовь ребенка - безусловная гаранти ...