Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростковСтраница 3
Старший школьный возраст.
Это возраст по преимуществу формирования характера, которое тесно связано не только с условиями жизни, учебой, трудовой и общественной деятельностью, но и с выработкой мировоззрения и жизненным самоопределением.
В юношеские годы значительно усиливаются такие волевые черты характера, как инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость.
Юноши и девушки гораздо более чем подростки, владеют активным торможением и поэтому у них сильнее самоконтроль и выдержка.[5,с.405-413]
Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества.
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать своего рода «гимнастику поведения», закрепление правильных форм поведения.
Важнейшим средством воспитания характера является труд.[4,c.236-238] Труд, как говорил Макаренко, воспитывает целеустремленность, планомерность, точность и аккуратность при выполнении заданий, ответственность за порученное дело, бережливое отношение к орудиям труда и материалу. Труд требует бодрости, усилий, борьбы.[11,c.345]
Воспитывает жизнь во всем ее многообразии, но основными агентами воспитания и в том числе формирования характера являются семья и школа.[11,c.346] Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий – тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.[4,c.238]
Многие недостатки характера детей имеют своим источником неправильное воспитание в семье, например, баловство порождает упрямство, капризность, эгоизм, а физические наказания делают детей грубыми, а иногда притворными, трусливыми, забитыми.[11,c.346]
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем-то, что они ему говорят.[4,c.238] Личный пример – могучее средство воспитания. И.П. Павлов называл людей самыми сильными раздражителями.[11,c.364]
Для более старших школьников один из путей формирования характера – самовоспитание.[4,c.239] При самой лучшей организации семейного и школьного воспитания остается необходимость самовоспитания во все периоды жизни. Более того, одной из задач воспитания в школе и семье является побуждение учащихся к самовоспитанию.[11,c.349]
Ситуация семьи, где есть ребенок с нарушениями различных функций
Нарушения развития или серьезная болезнь ребенка вызывают сильное напряжение в семье в форме практических проблем, большой нагрузки в работе, чувства неудовлетворенности, трудностей со сном, печали, стресса, волнения, ощущения вины и бессилия. Дисфункциональные симптомы, которые можно заметить у родителей и детей, являются выражением эт ...
Структура волевого действия. Мотивация
Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ним мотива (рис. 1). Мотив - это сформированное осознание своего поступка. Тогда мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. При ясном осознании цели и мотива стремление к цели принято называть желанием.
Но не всякое стр ...
СЯМ
ЦОВ
ГАЛ
ДИБ
ЗУГ
ЛЕЖ
МЫЧ
РЯБ
ТОР
СЮД
Испытуемые показали следующие результаты (табл.5):
№ испытуемого
Запомнено слогов после каждого повторения
1 п
2 п
3 п
4 п
5 п
6 п
7 п
8 п
9 п
10п
11п
1
5
9
14
17
18
20
2
3
6
7 ...


