Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков
Страница 1

Материалы по психологии » Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами » Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом.[10,c.204]

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможности воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а так же противоположные им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера, уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества школьных друзей, а так же учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучили ребенка дома, и тем, что от него требует школа.[12,c.580]

Характер имеет свою возрастную динамику, которая выражается в своеобразии его становления и проявлений на различных возрастных этапах.

Возрастная динамика характера, прежде всего, определяется особенностями жизненного опыта, условий жизни, преобладающими формами деятельности, условиями воспитания и самовоспитания.

Формирование характера не заканчивается у подрастающего поколения. Характер меняется и в более позднем возрасте, значительная эволюция его может быть и в старости. Но у подрастающего поколения динамика характера особенно ярко выражена.

Дошкольный возраст.

О сколько-либо сложившемся характере у детей дошкольного возраста, как правило, говорить нельзя. Индивидуальных вариантов в формировании характера очень много. У одних людей контуры характера обрисовываются очень рано, а другие до старости ищут самих себя.

Страницы: 1 2 3 4


Тест флегматик. Меланхолик. Холерик. Сангвиник - Кто Вы?
Методика Айзенка Цель. Опросник предназначен для изучения индивидуально - психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. Опросник содержит 101 вопрос, на который испытуемый должен ответить «да» (+) ...

Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества. Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации образовательного процесса в вузе, выст ...

Общение и восприятие
Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: “Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их”. В соответствии с этим убеждением общение во многом зависит от того, как человек воспринимает мир и как он думает о мире. Эту мысль так или иначе подтверждали в своих работах Платон, философы-идеалисты И. Кант и Г.В. Гегель, З. ...