Методики исследования самооценки и адаптации
Страница 1

В исследовании уровня самооценки и адаптации у старших школьников использовались следующие методики:

1. Методика Q-сортировка

2. Методика диагностики социально-психологичечской адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда

3. "Шкала принятия других" Фейя

4. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева

Методика Q-сортировка

(см. прил.1)

Цель: изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения "идеального "Я"" индивида или его представлении о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа 6 тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы. Была разработана В.Стефансоном в 1958 г. В данном случае предлагается адаптивный вариант.

Обработка и интерпретация результатов Q-сортировки

Ответы испытуемого согласно Ключу распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов "да" по одной из тенденций суммируется с количеством ответов "нет" по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале "зависимость" складывается с количеством отрицательных ответов по шкале "независимость". Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае если количество ответов "да" одной тенденции оказывается равной количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость-независимость), то такое положение говорит о внутреннем конфликте личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций. Три-четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактичной гибкости, т.е. стеничности.

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по 6-ти тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов "да" по одной из тенденций суммируется с количеством ответов "нет" по полярной тенденции, в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале "зависимость" складывается с количеством отрицательных ответов по шкале "независимость".

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за её пределами. Тенденция к "принятию борьбы" рассматривается как активное стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция – уклонение от борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций, видимо имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20-ти, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае если количество ответов "да" одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость-независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения
На втором этапе эксперимента я выбрала одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста я руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям. Основными критериями отбора художественных про ...

Нарушения внимания
Внимание характеризует динамику избирательного протекания психических процессов, само внимание - не психический процесс, т.к. нет ни продукта, ни предмета. Модально-неспецифические нарушения внимания: 1) ослабление внимания; 2) сужение объема внимания; 3) снижение концентрации внимания; 4) трудности переключения внимания; 5) истощ ...

Заключение.
Рассмотренные в данном реферате особенности языка и общения животных, говорят о том, что животные также, как и человек, могут общаться между собой, однако не всегда при помощи вербальных средств (здесь речь идет не о человеческой речи, а о своеобразном языке животных, присущем некоторым видам и проявляющемся в виде специфичных звуков), ...