Методики исследования самооценки и адаптацииСтраница 2
3-4 ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их совокупности с другими личностными особенностями.
Методика диагностики социально-психологичечской адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда
(см. прил.2)
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально – психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице, без использования каких-либо местоимений.
Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее часто применяют опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом.
Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Использовался он неоднократно при обследовании учащихся средних школ и старших классов, учащихся СПТУ, гимназий, колледжей и т.п. "Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей.
Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.
Как показывает практика, причины трудностей подростка и юноши, которые, по мнению авторов можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни человека, множественны и могут быть представлены комплексами в самых различных сочетаниях. Многие исследователи, в первую очередь, выделяют трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, трудно осваиваемый процесс учения в школе, который трудно отдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками, родителями и учителями, трудности, обусловленные развитием самосознания. Переживаемые трудности и проблемы подростка связаны с наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого возраста. В то же время обнаруживаемые у подростка трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков юноши, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Психологическое новообразование ранней юности - личностное самоопределение - связано в первую очередь с трудностями формирования жизненных планов и личностных позиций.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
1. Адаптация
2. Принятие других
3. Интернальность
4. Самовосприятие
5. Эмоциональная комфортность
6. Стремление к доминированию
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии с нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборке.
"Шкала принятия других" Фейя
(см. прил.3)
Инструкция.
Внимательно прочитайте суждения опросника. Вариант ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
Результаты исследования
Полученные результаты исследования сведены в таблицы (в станайнах).
Таблица 1. Школьники гимназии (станайны)
шкалы/ №испытуемого
НУ
БН1
БН2
1.
7
5
4
2.
2
8
7
3.
6
7
7
4.
5
6
5
5.
5
4
6
6.
6
7
5
7.
8
8
5
8.
7
7
5 ...
Факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни
Многими учеными установлена существенная связь между субъективным и объективным в аутопластической картине болезни. Возможно либо совпадение субъективного состояния с данными объективного исследования, либо существенное расхождение с ними. Таким образом, может возникнуть ряд новых ощущений несуществующей болезни, которые пышно развивают ...
Групповые формы работы с родителями
(краткий обзор основных направлений).
В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводиться в рамках психологической консультации. Такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения ...