Основные направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста
Страница 5

Если в основу классификации методов положить основной методический принцип приема, то можно выделить:[74]

1. Объективные тесты - совокупность методик, имеющих правильный ответ.

2. Стандартизированные самоотчеты, используемые в форме тестов-опросников, открытых опросников, предполагающих последующий контент-анализ, шкальные техники. В последнее время наиболее предпочтительным является групповое оценивание с привлечением 12-15 экспертов трех уровней: вышестоящих, нижестоящих и занимающих тот же уровень, что и оцениваемый (автор Журавлев А.Л.).

Практикуются и различные способы получения оценки деловых и личностных качеств в зависимости от степени гласности оценок: анонимные, с ограниченной анонимностью, конфиденциальные, открытые. Применяется также способ получения самооценки руководителем, которая дает возможность судить о собственных представлениях оцениваемого в отношении развития деловых и личных качеств, а сопоставление со средней экспертной оценкой позволяет делать вывод о степени самокритичности оцениваемого и самому определять пути развития своей личности. Сопоставление между собой оценок непосредственно руководителя, самооценок и средних экспертных оценок показывает случаи расхождения между ними, позволяет в некотором отношении делать выводы об уровне развития качеств, выявлять те из них, уровень которых недостаточно высок, видеть направления для работы с психологом или консультантом по управлению.

3. Проективные методы, основанные на выявлении проекции в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективные методы ориентированы на изучение не вполне осознанных форм мотивации и в этом своем качестве являются едва ли не единственным психологическим методом проникновения в наиболее глубокую область человеческой психики. Они представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей обследуемого.

4. Диалогические методы, требующие вербальной раскрепощенности клиента. В последнее время все большую популярность приобретают так называемые активные формы и методы групповой работы с руководителями и кандидатами на руководящую должность.

Активные групповые методы можно условно объединить в два основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций и др.);

б) игровые методы: деловые и творческие управленческие игры, ролевые игры[75].

Вместе с тем нельзя умолять достоинство индивидуальных диагностических методов работы с руководителями, таких, как беседа и интервью.

Таким образом, необходимость введения этапа консультирования в процесс изучения личности руководителя в ходе профессионального роста обусловлена задачами, разрешение которых прямо пропорционально повышению эффективности руководства людьми: во-первых, изучение и использование психологических резервов личности руководителя с целью повышения вероятности эффективного руководства в новых условиях; во-вторых, формирование нового типа экономического мышления, свободного от стереотипов прошлого и открытого для творчества и предпринимательства; в-третьих, изучение стиля межличностных отношений руководителя и выработка на основе этого оптимальной стратегии поведения в организации.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Экспериментальная часть. Образ педагога дополнительного образования в сознании подростков. Характеристика объекта исследования. Состав группы тестируемых подростков
В теоретической части были сформулированы понятия сознания и психологического образа, а также рассмотрены особенности восприятия образа педагога в частности педагога дополнительного образования в сознании подростков, описаны методики исследований образа. В данной главе необходимо применить приведенные выше методики исследований для опред ...

Вступление
Запросы современной психологической практики потребовали участия психологов не только в школьном образовании, но и в дошкольном детстве. Остро стала необходимость создание диагностических методик для дошкольного возраста, так как большинство существующих на сегодняшний день методик, ориентированы на школьный возраст. Целью диагностичес ...

Язык и общение животных. Введение.
На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, и ...