Основные направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста
Страница 2

Учитывая этот факт, одним из путей решения поставленного вопроса, а именно, дифференцированного анализа управленческой деятельности, является метод экспертного оценивания[61].

С другой стороны, необходимо учитывать и тот факт, что в любой системе управления руководитель обязан учитывать ожидания возглавляемого им коллектива. Делать это необходимо по двум основным причинам. Во-первых, управление представляет собой единство прямой и обратной связи, одним из элементов которого являются ожидания трудового коллектива по отношению к руководителю, его психологическим качествам. Во-вторых, в условиях демократического общества эффективность управления во многом зависит от того, в какой мере руководитель ориентируется на ожидания трудового коллектива. www.edumask.ru

Неоднократно социально-психологический анализ на предприятиях в прошлом исходил из сопоставления личных психологических качеств руководителя с ожидаемыми. Причем, авторами подобных исследований (Горлов О.В., Журавлев А.Л.) выяснялось, что личные качества сами по себе не имеют решающего значения в отношении эффективности деятельности руководителя, она в большей степени зависит от ситуации на предприятии, т.е. от конкретных общественных условий[62].

Резюмируя выше изложенное, необходимо отметить, что поиск приоритетных качеств руководителя лучше всего проводить в зависимости от двух переменных: особенностей управленческого труда и ожиданий коллектива. И это действительно переменные, т.к. и особенности труда, и ожидания трудового коллектива не являются статичными, им свойственно изменяться в зависимости от тех или иных параметров организации, изменений экономической ситуации в стране, т.е. переменных как внутренних, так и внешних.

Таким образом, приоритетные качества руководителя, во-первых, находятся в прямой зависимости от характера и содержания управленческого труда, а, во-вторых, от особенностей коллектива. То есть модель личности руководителя должна составляться под конкретный коллектив, со своими целями и задачами, и даже может с уже сложившимися ценностями и традициями.

Методы выявления качеств. Исходя - из целей подготовительного этапа, необходим тот перечень методов, который позволяет, во-первых, собрать данные о характере и содержании управленческого труда и профессионально-психологических качествах руководителя; и, во-вторых, обработать данные, представив результат в обобщенном виде.

Ведущим методом в этом блоке является метод экспертных оценок и их последующий анализ. Использование этого метода при изучении психологических особенностей различных профессий основано на предположении, что человек, хорошо знающий техническую сторону выполнения профессиональной деятельности, в состоянии сообщить о том, с помощью каких индивидуальных свойств и качеств достигается успех в работе.

Каждый эксперт, исходя из своего жизненного опыта, своего понимания проблемы, имеет возможность описать портрет желаемого руководителя, где достаточно конкретно остановится на профессионально-психологических качествах. В результате же опроса экспертной группы можно получить систему качеств, как итоговую составляющую коллектива экспертов.

Но в этом случае, коллективные ожидания по отношению к профессионально-психологическим качествам руководителя, не являются арифметической суммой ожиданий каждого человека, а выступают как целостная интегрированная система требований, предъявляемых современностью.

Основными источниками информации для выделения набора качеств, подлежащих последующему экспертному оцениванию, являются официальные документы, беседы, наблюдения и опросы, в которых описываются требования такого руководителя.

Соотношение всех этих источников, естественно, неодинаково и динамично. Однако, в конечном счете достоверность оценки определяется качеством информации.

Метод опроса, один из первых методов, нашедший применение в профессиографии и имеющий широкое распространение в практике современных исследований. Он применяется главным образом для изучения тех элементов деятельности, которые трудно поддаются оценке с помощью объективных методов, и в первую очередь, для выявления психологических характеристик деятельности - преобладающих мотивов, интересов и увлечений специалистов, наиболее желательного для профессии опыта их социального поведения, особенностей отношений к различным аспектам профессии и т.п.

По характеру взаимодействия между исследователем и опрашиваемым можно выделить два вида опроса: анкетирование и интервью (беседу).

Трудности опроса обусловлены главным образом тем, что даже опытные специалисты не всегда могут дать точную характеристику своих действий или же их оценки носят излишне субъективный характер, поэтому метод опроса может обеспечить получение необходимой профессиографической информации только после большой подготовительной работы, связанной, в частности, с подбором вопросов, их правильной формулировкой, инструктажем специалистов перед опросом, для качественно-количественного анализа информации предлагается использование метода контент-анализа, суть которого состоит в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержания, а также квантификация - получаемых данных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследование восприятия учащихся.
Для исследования восприятия учащихся были проведены следующие тесты (см. Приложение 3): № 1. ''Прием информации''. Этот тест позволил определить эффективность приема информации учащимися. Было зачитано в быстром темпе 32 слова, а учащиеся должны были эти слова классифицировать и записать сокращенно в 5 колонок. При количестве записанны ...

Волевая готовность к школьному обучению
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудност ...

Тип личности и формирование команды,.
Для решения проблем рук-ва с т зр социоти­ки рук-во д/представлять собой двойствен­ную структуру. Эта структура хорошо рабо­тает в странах Запада, где про­цессом руково­дит специалист, а обеспечиванием дела - ме­неджер. с т зр социотики, такая структура опти­мальна при отношениях дуальности, ак­тивации, полу­дуальности, соц заказа, дело ...