Основные направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста
Страница 1

Сложившаяся ситуация в стране, характеризующаяся, на первый взгляд, экономической неразберихой, политической нестабильностью, отсутствием правовой основы и эрозией культурных ценностей, тем не менее впервые открывает возможности для человека мыслящего, человека разумного. Созданы условия для реализации людьми своих идей.

Именно они стремятся выработать нетрадиционные решения новых задач; решения, ориентированные на социальную и экономическую свободу, конкуренцию. Создавая свои предприятия, эти люди, в первую очередь, побуждают подчиненных к повышению их профессиональной компетентности, создают условия для их обучения. Однако, наряду с этим протекает и прямо противоположный процесс. Неукротимая лавина банкротства, распад множества акционерных обществ, руководители которых не оказываются способными удержаться на гребне волны рыночной экономики.

И причина, в первую очередь, состоит в том, что со сменой экономической ситуации меняются естественным образом и требования к руководителю. Нет смысла говорить о том, что руководитель прошлого плох, он был хорош, но для своего времени, для определенного исторического и экономического этапа.

В современное время он устарел и ему на смену идет руководитель нового типа.

Многочисленные прикладные исследования ориентированы на выяснение вопроса о необходимых современному руководителю психологических качествах[59].

Сконструированы специальные методики, посредством которых оцениваются многие необходимые руководителю свойства. А это требует выделения и изучения целого ряда характеристик управленческой деятельности.

И. Ружичка выделяет перечень факторов, влияющих на уровень управления, среди которых:

а) личные качества руководителя,

б) направленность и характерные черты подчиненного ему коллектива,

в) специфические признаки предприятия,

г) политическая, экономическая и общественная среда.

Следовательно, "в силу конкретных общественных условий, в которых находится данный коллектив, соответствующими или желательными личными качествами руководителя можно считать такие, которые не являются пригодными в другой ситуации"[60].

Предлагаемые нами в данном исследовании направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста в современных условиях имеют две существенные особенности:

n во-первых, представленные направления выполняют лишь функцию ориентира, неся на себе принципиально общую систему изучения руководителя, но дающую возможность на ее основе и в дополнении к ней разрабатывать дифференцированные варианты, учитывающие специфику деятельности на соответствующих должностях;

n во-вторых, предлагаемая концепция формулируется в традиционном для отечественной психологии смысле, а именно: учет человеческого фактора, исходя из анализа деятельности; личности руководителя, а также анализа коллектива и межличностных контактов в его рамках.

Таким образом, при разработке современного подхода к изучению личности руководителя необходимо учитывать тесную взаимосвязь всех составляющих элементов и рассматривать в структуре профессионального роста не только анализ деятельности, но и психологический аспект с точки зрения личности руководителя, и социально-психологический - в системе межличностных отношений.

Профессиональный рост наиболее соответствующих современным условиям руководителей невозможен без изучения и оценки профессионально-важных индивидуально-психологических особенностей, которые выявляются в результате анализа управленческой деятельности.

Исследование профессионального роста основано на комплексной оценке человека - следовательно, очевидна необходимость обобщающих представлений о совокупности свойств личности, которые должны служить ориентиром при оценке индивидуальных особенностей.

Таким образом, цель психологического анализа управленческой деятельности - выявить требования, которые она предъявляет к психофизиологическим и психологическим характеристикам ее субъекта, выявить всю совокупность профессионально-важных для нее качеств, определенных, с одной стороны, характером предстоящего управленческого труда, с другой - ожиданиями коллектива.

Наиболее трудно описываемой категорией является категория содержания труда. С этой точки зрения необходимо рассматривать следующие факторы:

n объем деятельности, определяемый разнообразием и содержанием решаемых вопросов;

n объем деятельности, определяемый разнообразием выполняемых функций;

n степень самостоятельности, определяемая характером предоставленных руководителю полномочий;

n степень ответственности, определяемая характером деятельности;

n степень риска и умственное напряжение, определяемое выше упомянутыми факторами.

Управленческий труд - категория многоаспектная, отличающаяся существенной долей неопределенности и почти не поддающаяся количественному измерению. Квалифицированная его оценка возможна только благодаря усилиям должным образом подготовленных и практически работающих руководителей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Терминологический словарь
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4) Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действ ...

Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Мотивы – побудительные силы деятельности и поведение субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Последняя – отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности. Понятие м ...

Личностные факторы.
У каждого человека имеется устойчивый набор представлений о себе, определенных убеждений, которых он придерживается. А.Бек обнаружил, что у людей, страдающих тревожными расстройствами, преобладают именно негативные убеждения, и в проблемных для человека ситуациях они активизируются в первую очередь. Воликовой С.В. и Холмогоровой А.Б. В ...