Основные направления изучения личности руководителя в процессе
профессионального ростаСтраница 1
Сложившаяся ситуация в стране, характеризующаяся, на первый взгляд, экономической неразберихой, политической нестабильностью, отсутствием правовой основы и эрозией культурных ценностей, тем не менее впервые открывает возможности для человека мыслящего, человека разумного. Созданы условия для реализации людьми своих идей.
Именно они стремятся выработать нетрадиционные решения новых задач; решения, ориентированные на социальную и экономическую свободу, конкуренцию. Создавая свои предприятия, эти люди, в первую очередь, побуждают подчиненных к повышению их профессиональной компетентности, создают условия для их обучения. Однако, наряду с этим протекает и прямо противоположный процесс. Неукротимая лавина банкротства, распад множества акционерных обществ, руководители которых не оказываются способными удержаться на гребне волны рыночной экономики.
И причина, в первую очередь, состоит в том, что со сменой экономической ситуации меняются естественным образом и требования к руководителю. Нет смысла говорить о том, что руководитель прошлого плох, он был хорош, но для своего времени, для определенного исторического и экономического этапа.
В современное время он устарел и ему на смену идет руководитель нового типа.
Многочисленные прикладные исследования ориентированы на выяснение вопроса о необходимых современному руководителю психологических качествах[59].
Сконструированы специальные методики, посредством которых оцениваются многие необходимые руководителю свойства. А это требует выделения и изучения целого ряда характеристик управленческой деятельности.
И. Ружичка выделяет перечень факторов, влияющих на уровень управления, среди которых:
а) личные качества руководителя,
б) направленность и характерные черты подчиненного ему коллектива,
в) специфические признаки предприятия,
г) политическая, экономическая и общественная среда.
Следовательно, "в силу конкретных общественных условий, в которых находится данный коллектив, соответствующими или желательными личными качествами руководителя можно считать такие, которые не являются пригодными в другой ситуации"[60].
Предлагаемые нами в данном исследовании направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста в современных условиях имеют две существенные особенности:
n во-первых, представленные направления выполняют лишь функцию ориентира, неся на себе принципиально общую систему изучения руководителя, но дающую возможность на ее основе и в дополнении к ней разрабатывать дифференцированные варианты, учитывающие специфику деятельности на соответствующих должностях;
n во-вторых, предлагаемая концепция формулируется в традиционном для отечественной психологии смысле, а именно: учет человеческого фактора, исходя из анализа деятельности; личности руководителя, а также анализа коллектива и межличностных контактов в его рамках.
Таким образом, при разработке современного подхода к изучению личности руководителя необходимо учитывать тесную взаимосвязь всех составляющих элементов и рассматривать в структуре профессионального роста не только анализ деятельности, но и психологический аспект с точки зрения личности руководителя, и социально-психологический - в системе межличностных отношений.
Профессиональный рост наиболее соответствующих современным условиям руководителей невозможен без изучения и оценки профессионально-важных индивидуально-психологических особенностей, которые выявляются в результате анализа управленческой деятельности.
Исследование профессионального роста основано на комплексной оценке человека - следовательно, очевидна необходимость обобщающих представлений о совокупности свойств личности, которые должны служить ориентиром при оценке индивидуальных особенностей.
Таким образом, цель психологического анализа управленческой деятельности - выявить требования, которые она предъявляет к психофизиологическим и психологическим характеристикам ее субъекта, выявить всю совокупность профессионально-важных для нее качеств, определенных, с одной стороны, характером предстоящего управленческого труда, с другой - ожиданиями коллектива.
Наиболее трудно описываемой категорией является категория содержания труда. С этой точки зрения необходимо рассматривать следующие факторы:
n объем деятельности, определяемый разнообразием и содержанием решаемых вопросов;
n объем деятельности, определяемый разнообразием выполняемых функций;
n степень самостоятельности, определяемая характером предоставленных руководителю полномочий;
n степень ответственности, определяемая характером деятельности;
n степень риска и умственное напряжение, определяемое выше упомянутыми факторами.
Управленческий труд - категория многоаспектная, отличающаяся существенной долей неопределенности и почти не поддающаяся количественному измерению. Квалифицированная его оценка возможна только благодаря усилиям должным образом подготовленных и практически работающих руководителей.
Сравнение результатов анализа ранних воспоминаний и сценарных вопросников
В анализе ранних воспоминаний и сценарных вопросников можно проследить некоторые общие аналогии, позволяющие определить жизненные стратегии человека.
Так, многие ответы, которые дала А в сценарном вопроснике, находят свое отражение в ранних воспоминаниях. На вопрос: помните ли вы свои детские решения никогда больше так не делать или не ...
Метод наблюдения
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
& ...
Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно - смысловую природу. Становление иде ...