Основные направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста
Страница 3

Психодиагностический этап.

Содержание. Цель оценки - определить меру соответствия качеств кандидата требованиям проектируемой для него должности.

Хотя личные качества, по сути, свидетельствуют не более, как о потенциальных возможностях кандидата на должность руководителя, тем не менее такая оценка совершенно необходима уже по той причине, что без нее вообще невозможен обоснованный отбор руководителей. При этом важно обеспечить объективность такой оценки.

Личность многогранна, разнообразны ее дарования, те или иные свойства могут быть выражены нечетко. Поэтому при оценке важны:

1. Соответствие личностных качеств требованиям деятельности.

2. Соответствие личностных качеств ожиданиям коллектива.

Учет этих факторов при оценке кандидата в руководители удобно вести в трехмерной системе координат.

В рамках рассматриваемого подхода выделяется три вида характеристик, подлежащих оценке и взаимосвязанных между собой:

- идивидуально-деловые характеристики;

-личностно-профессиональные характеристики;

-социально-психологические характеристики.

Z

Рис. 1. Направления изучения профессионально важных характеристик личности руководителя

1. Ось Х отождествляет собой индивидуально-деловые характеристики руководителя, включающие в себя биографические данные (пол, возраст); психофизиологические особенности (здоровье и отношение к нему, и другие характеристики); работоспособность (профессиональная подготовленность, мотивационные особенности и прочее).

Выбор этой оси обусловлен, в первую очередь, внешними условиями, в которых эта деятельность протекает. Постоянно меняющаяся ситуация в стране, непрогнозируемость политических событий и малая предсказуемость эффективности известных управленческих методов и приемов требуют от руководителя постоянной мобилизации сил, готовности в любой момент пойти на риск, принять нестандартное решение, найти выход из неординарной ситуации. Во-вторых, включая в перечень качеств состояние здоровья, возраст и профессиональную подготовленность, очевидна зависимость всей деятельности менеджера от перечисленных понятий.

Одной из закономерностей труда современного менеджера является постоянное возрастание функциональных нагрузок. Многие исследования подтверждают кривую изменения работоспособности в течение суток, принимая за критерий вероятность принятия ошибочных решений[63].

Выдающийся русский ученый Н.Е. Введенский одним из первых экспериментально доказал, что значительная часть людей переутомляется не оттого, что много работает, а оттого, что плохо организует свой труд[64].

Поэтому в модели личности руководителя важно не столько наличие физического и психического здоровья, сколько отношение к нему.

В связи с этим необходимо отметить и такой критерий эффективности руководящей деятельности как пол и возраст успешного руководителя. По этому поводу в литературе уже продолжительное время ведется дискуссия среди специалистов в области психологии управления. Существуют различные точки зрения. Одни авторы придерживаются положения об омоложении руководящего состава, другие считают, что среди преуспевающих руководителей не может и не должно быть места женщинам.

Целью данного исследования не является решение вопроса половозрастных различий в управлении. Основными критериями здесь являются несколько иные положения - это прежде всего определение системы их отношения к работе, а именно к управленческой деятельности, к коллективу подчиненных, к себе.

Отечественные психологи солидарны в том, что предпосылкой любой деятельности является та или иная потребность. Но сама потребность, как отмечал В.Н.Мясищев, означает "активное тяготение человека к тому, что для него особенно значимо"[65].

Рубинштейн С. Л. по этому поводу замечал: "То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него: именно осуществляющееся в действии отношение к тому, что значимо для субъекта (и что поэтому становится для него переживанием), является источником, порождающим действие - его мотивом и тем, что придает ему смысл для субъекта"[66].

Потребность руководить в системе отношений является источником активности руководителя, которая является базисом таких его индивидуально-деловых качеств, как целеустремленность и инициативность.

В психологии давно известна зависимость эффективности деятельности человека от желания эту деятельность выполнять. Существует эмпирически установленный факт, что если мотивация на какую-либо деятельность оценивается человеком ниже 50%, рассчитывать на его высокую активность, индивидуальность и предприимчивость не приходится[67].

Страницы: 1 2 3 4 5


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 [1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-157. [2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – с.-269. [3] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – с.-64. [4] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сос ...

Отношение интеллекта и креативности
Первоначально Д. Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуе ...

Причина обращения к средствам массовой информации
Согласно исследованиям E.Katz, M. Gurevitch и S.Haas (1973) можно выделить 35 потребностей [29], лежащих в основе обращения человека к СМИ, которые могут быть объединены в пять категорий: 1) когнитивные потребности (в информации, знании, понимании); 2) аффективные потребности (эмоциональные и эстетические переживания, потребности в уд ...