Характеристика объекта исследования
Страница 3

Например, используются следующие виды упражнений: учащимся дается задание: «Предлагаю Вам приятную игру. Вы можете свободно передвигаясь по аудитории, подходить к любому однокласснику или однокласснице и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Смелее, не стесняйтесь, возможно, этот товарищ чем-то помог вам в процессе данной игры, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников игры».[8]

Для этого упражнения иногда используется лирическая музыка. На упражнение отводится 15-20 минут. Целью является пробуждения у детей сознания необходимости делать приятное окружающим, прочувствовав их радость от добрых слов.

Для другой тренировки чувства эмпатии класс разбивается на пары. Один из одноклассников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Сегодня мне грустно». А другой спрашивает «Ты грустишь потому, что получил плохую оценку?». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».

Данное занятие позволяет ребенку поставить себя на место другого, задуматься о его мыслях, чувствах и мотивах поведения. А в последующем приобретенный опыт позволит легче устанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, то есть ускорит процесс социализации.

В ходе другого тренинга, именуемого «Зеркалом» учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут. Данное игровое занятие в непринужденной форме на невербальном уровне позволяет развивать чувство эмпатии.

Для другого тренинга учащимся пятого класса предлагается записать на карточке 10 различных моральных и психологических качеств, например:

- доброта;

- терпеливость;

- умение сочувствовать;

- помощь одноклассникам;

- прилежность;

- веселость;

- творческие наклонности;

- любознательность, жажда знаний;

- спокойствие, миролюбивость;

- умение слушать.

Список может быть изменен от тренинга к тренингу. При необходимости педагог дает пояснение значений этих качеств. Затем каждый ребенок должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать». Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти весь класс, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

На упражнение отводится - 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков. Ученики должны четко понять важность каждого качества, проникнутся чужими эмоциями, и осознать необходимость тесного эмоционально-волевого сотрудничества в социуме.

Практический план урока можно рассмотреть на примере урока биологии, проводящего в данной школе и классе.

План урока разработан на два занятия.

Ход работы:

1. Вспомним, что вы делали дома

Учитель:

- Прочитаем, что написано в ваших тетрадях, что такое «эмпатия»?

Дети:

Читают свои записи

«Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как его воспринимает другой, и через это – понять его проблемы, не обидеть его как минимум непониманием, а то и последствиями этого непонимания».

Страницы: 1 2 3 4 5


Возможности применения индивидуальной психологии Адлера в деятельности работника психолога
Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также соц ...

Психологические факторы, определяющие процесс усвоения учебного материала.
Как было отмечено в начале, была выдвинута гипотеза , что существует связь между темпераментом ученика, особенностями его восприятия, внимания и памяти и имеющимися и имеющимся у него трудностями в изучении языка. Целью исследования является проверка данной гипотезы. Прежде, чем обратиться к методам, которые были использованы при этом, ...

Мозг и психика.
Нерв система состоит из 2 больших отделов: ЦНС и периферич нс (соматич и вегетатив­ный: пара- и сим­патич). ЦНС содержит спинной и голов­ной(продолговатый, сред­ний, промежуточный, боль­шие полушария, мозжечок) мозг. Соматич отдел регу­лирует скелетную мускулатуру, а вегетат – работу жизнеобеспеч систем. Парасимпатич – дви­гат функ­ции. ...