Причины акцентуаций характера у подростков
Страница 2

Для авторитарного подхода к ребенку типичным является воспитание по типу «золушки». Здесь мы видим, что родители предъявляют ребенку много требований, однако не компенсируют их необходимыми растущему человеку ласковой заботой и теплом. Ребенок ощущает, что он не нужен своим родителям, что он им в тягость, и тяжело переживает это.[19,c.179-180].

Также вследствие процессов гуманизации в обществе произошло смещение акцентов средней родительской позиции в сторону большего признания личности ребенка любого возраста.

Акцентируя важность эмоционального благополучия ребенка, и моделируя ситуацию «детского безоблачного счастья», современный родитель часто пытается оградить ребенка от неприятных переживаний, минимизируя для него уровень требований, обязанностей и наказаний.

Это объясняется отсутствием у родителей знаний о возрастных психологических и физиологических возможностях ребенка, причем для них характерны попытки компенсировать это незнание смутными представлениями о собственном детстве в сочетании с гуманистическим принципом «главное – не навредить».

Значимым неблагоприятным фактором воспитания является и то, что в настоящее время отсутствуют единые требования со стороны взрослых, предъявляемые к детям дома и в детских учреждениях. Усилия значимых для детей взрослых не согласованы, в результате чего деятельность в школе и дома не составляют для ребенка единой реальности.

Именно поэтому ребенок часто просто не включается в процесс, реализуемый взрослыми. Отсутствие единых требований снижает эффективность воспитательного процесса, тормозит формирование у детей волевых компонентов деятельности, самостоятельности, ответственности, а также эмпатии и способности детей заботиться о других, что приводит к обострению акцентуаций характера детей.

И.В. Дубровина отмечала, что в основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на каждом возрастном этапе, когда созданы условия для удовлетворения его потребностей в деятельности, общении, познании, характерные для соответствующего возрастного периода.

Однако если соответствующих социальных условий не создано, то не могут своевременно сформироваться возрастные новообразования и развиваться индивидуальные возможности ребенка, что и является причиной нарушения его психического здоровья. Она подчеркивает, что в настоящее время взрослые мало внимания уделяют воспитанию ребенка – как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детские учреждения и родители ориентированы на интеллектуальное развитие детей, а их мотивационное, эмоциональное, нравственное развитие выносят за рамки программ. Однако нарушение баланса между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием приводит к дисгармонии психического и личного развития детей. Поэтому повышение тревожности и агрессивности современных детей она рассматривает как следствие их эмоционального неблагополучия.

Важным фактором неблагоприятной социальной ситуации развития детей, по нашему мнению, является также характерное для настоящего времени резкое рассогласование усилий педагогов и родителей, доходящее иногда до их конфликтного противостояния. При этом взрослые часто не понимают реальных эмоциональных состояний детей, не могут реально оценить их возможностей, т.к. у них порой отсутствуют представления о возрастных особенностях детей и характерных для этого периода типах деятельности.

Страницы: 1 2 3


Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия м ...

Виды эмоций и механизмы их возникно­вения.
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражат ф-ции мозга – эмоции (от лат emovio – возбуждаю, волную). Они оражают личную значимость внеш и внутр стиму­лов, ситуаций, событий для чел, т е то, что его волнует, и выражаются в форме пережи­ваний. В психологии эмоции опред-ся как переживание чел-ком в данный ...

Психология предпринимательства.
Предпринимательство сравнительно новый, по крайней мере, в масштабах развития общества феномен. Это развивающееся явление, поэтому оно подвержено серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках и имеет глубокую специфику в различных исторических, и социокультурных условиях, это сложное, многоаспектное явление, в котором тес ...