Заключение
Страница 1

Проведённое исследование, на наш взгляд, достигло цели, в нём выявлены и научно обоснованы психологические причины динамики профессионально важных качеств личности руководителей в процессе их профессионального роста.

Как показано, формирование и развитие мотивации профессионального роста руководителя представляет собой сложный процесс, главным интегральным свойством которого является закономерное изменение. На успешность этого изменения влияют:

n непрерывное повышение профессионально-управленческой квалификации;

n степень проявления коммуникативных и организаторских способностей руководителя;

n субъективные факторы личностного развития (и особенно: направленность, ответственность (локус контроля), самооценка, профессионализм, профессионально - важные качества);

n положительное отношение ближайшего окружения. Решены задачи исследования:

В работе также определена психологическая структура профессионального роста руководителей; выявлены мотивы и детерминанты профессионального роста руководителей. Исследована динамика структуры мотивационной сферы руководителя на разных этапах профессионального роста.

В процессе исследования мотивационной сферы руководителей в качестве ведущих выявились потребности достижения и познания; потребности в общении и доминировании. По мнению Р.С.Вайсмана, познавательной потребности соответствует мотив приобретения профессиональных знаний; потребности достижения соответствует мотив творческого и формально академического достижения.

Формирование и развитие мотивации профессионального роста руководителя осуществляется в ходе систематического обучения как накопление качественных изменений в психике руководителя. Проявление этих изменений наблюдалось нами с помощью системы критериев, которую составляли 4 блока:

1. Профессиональные: профессиональные знания; профессиональные умения и навыки; знание документов, регламентирующих служебную деятельность; умения накопления и обновления профессионального опыта; умения реализации опыта на занимаемой должности; умения творческого применения профессионального опыта.

2. Деловые: организованность и собранность в практической деятельности; ответственность и исполнительность; инициатива и предприимчивость; самостоятельность решений и действий; эффективное руководство подчиненными; результативность деятельности;

3. Морально-психологические: гуманность; способность к самооценке; этика поведения, стиль общения; дисциплинированность; справедливость и честность; способность адаптироваться к новым условиям; лидерство.

4. Интегральные качества: авторитетность; интенсивность (работоспособность); культура мышления и речи; коммуникативность; общая культура; культура работы с документами.

По всем блокам выявлены уровни развития (желаемый; приемлемый; критический; недопустимый).

На каждом этапе исследования мотивационной сферы личности была выявлена её структура. На первом этапе мотивы профессионального роста руководителя расположились в следующем порядке: "престижный", "самоактуализации"; "познавательный", "творческой деятельности". Третий этап характерен тем, что "познавательный мотив" прочно занимает ведущее место, параллельно повышаются показатели по "общесоциальному" мотиву. Выстраивается иерархия мотивов, присущая профессионально-управленческой деятельности, мотивы "познавательный", "сотрудничества", "престижный", "общесоциальный" становятся личностно значимыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Оценка качества социальной адаптации
Уровень социальной адаптации определяли, в соответствии со специально разработанными критериями (Рустанович А.В., Фролов Б.С., 2001), в основных сферах жизнедеятельности, к которым большинство авторов (Коцюбинский А.П. с соавт., 1991; Попов Ю.В., 1994) относят профессиональную, семью и межличностные отношения, быт и досуг, особенности и ...

Проблема диагностики
В рамках программы "Здоровое поколение" в 2004 году в кабинете психотерапии проводилось диспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 - 1993 гг. рождения. Это новое направление в работе кабинета обусловлено всё возрастающей социальной напряжённостью, увеличением количества психопатологических проявлений у населения, в ...

Процедура тестирования
Продолжительность выполнения теста составляла в среднем примерно 45 минут, от получаса до часа. Экспериментатор прилагал усилия к созданию нейтральной рабочей атмосферы, избегая ситуаций, которые могли бы оказать влияние на актуализацию мотива достижения. При тестировании отслеживалось, чтобы в этот же день не проводились контрольные р ...