Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста. Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников
Страница 1

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста. Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников

В первой главе мы теоретически обосновали важность форм и методов по развитию познавательных интересов у старших школьников. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, по развитию познавательных интересов у старших школьников.

Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов у старших школьников.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Определить наиболее эффективные формы и методы, способствующие развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста.

2.Провести диагностику уровня развития познавательных интересов у старших школьников.

3. Разработать и экспериментально проверить программу развития познавательных интересов у старших школьников.

4. Сделать анализ и оценку результатов экспериментальной работы.

Базой для проведения экспериментального исследования стала МОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Московский. Исследование было проведено в 9 А классе, по учебному пособию Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Просвещение, 2005. – 575 с., с детьми в возрасте 15-16 лет в количестве 15 человек; из них 10 мальчиков и 5 девочек.

Нами была проведена диагностика, где использовались следующие методики: методика «Диагностики личностной креативности» (Туник Е.Е.), методика «Диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовицкая Т.Д.), анкета по выявлению направленности и характера познавательных процессов (Островский О.Б.). Для наглядности представляем банк диагностических методик в таблице 1.

Таблица 1

Банк диагностических методик

№ п/п

Название методик

Автор

Цель

Методическое сопровождение

1

Методика Диагностики личностной креативности

Е.Е.Туник

Цель: определить особенности творческой личности

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп C.59-64.

2.

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Т.Д. Дубовицкая

Цель: выявить направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп C.68-73

3

Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов

О.Б. Островский

Цель: выявить направленности и характера познавательных интересов

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп C.75-78

В школьной практике интересы детей обычно изучаются в двух аспектах: выявление интересов учащихся к учебным предметам и определение внешкольных интересов. Качественные показатели, необходимые для диагностики, следующие:

а) широта интереса (определяется по количеству охвата ребенком различных аспектов реальной действительности);

б) глубина интереса (укорененность интереса в систему потребностей сферы ребенка);

в) направленность интереса (социальная, асоциальная);

г) устойчивость интереса (постоянство побуждений интереса);

д) сила интереса (качество интереса, определяющее настойчивость стремлений ребенка).

Для диагностики каждого качества интереса пока еще нет специальных методик. Поэтому для диагностики познавательных интересов старших школьников мы воспользовались такими методиками как «Диагностика личностной креативности и «Диагностика направленности учебной мотивации»

При использовании «Диагностики личностной креативности» (автор Е.Е. Туник) нами определялись особенности творческой личности (см. Приложение 1). Результаты диагностики в таблице 2.

Таблица 2

Результаты методики «Диагностика личностной креативности» на констатирующем этапе эксперимента

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Любозна

тельность

Мах 24

Воображение

Мах 24

Сложность

Мах 26

Склонность к риску

Мах 26

Всего баллов

Уровень

1.

Агаджанян А.С.

23

19

16

10

68

с

2.

Бесхмельнов А.С.

11

13

10

18

52

с

3.

Горохов И.А.

9

8

6

9

32

н

4.

Коновалова Н.В.

17

16

16

20

69

с

5.

Лыпин А.А.

20

21

20

22

83

в

6.

Миронов А.

10

7

9

8

34

н

7.

Никитин А.В.

6

6

5

7

24

н

8.

Орехова Е.С.

15

14

11

19

59

с

9.

Осадчая В.В

21

23

25

21

90

в

10.

Полянская О.А.

22

15

16

14

67

с

11.

Рахманов С.С.

9

14

18

22

63

с

12.

Скрыль К.Е.

7

10

9

12

38

н

13.

Шульгин Е.В.

15

12

17

21

65

с

14.

Шульгина А.В.

14

16

12

13

55

с

15.

Юрин В.И.

21

18

25

23

87

в

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологические факторы, определяющие процесс усвоения учебного материала.
Как было отмечено в начале, была выдвинута гипотеза , что существует связь между темпераментом ученика, особенностями его восприятия, внимания и памяти и имеющимися и имеющимся у него трудностями в изучении языка. Целью исследования является проверка данной гипотезы. Прежде, чем обратиться к методам, которые были использованы при этом, ...

Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: 1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста изменения определенных умений и навыков, необходи ...

Техника убеждения
Что же делать, если возникает реальная необходимость доказать свою точку зрения руководителю, да еще не испортив с ним отношений? Правильный способ доказать свое мнение означает не стремление привести руководителя в замешательство и не демонстрацию ему его некомпетентности в каком-либо вопросе, а решение важного делового вопроса. Кроме ...