Заключение
Страница 2

Было установлено, что дети 3-4 летнего возраста теряют интерес к задачам, в которых они уже добились положительного результата, и переходят к новым. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.

2. Степень сложности задачи – оценивается учеником на основании ее соответствия имеющимся у него способностям, средствам и времени для решения. Если степень сложности удовлетворяет возможностям учащегося, уровень мотивации возрастает.

3. Наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельность может проявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановке учебной задачи, формировании новых знаний и умений, их отработке на практике и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

4. Оценка деятельности учащихся – мотивирует учащегося к достижениям, если воспринимается ими как объективная и справедливая, указывает способы улучшения деятельности, то есть носит конструктивный характер. Справедливой ученики считают оценку, которая учитывает результаты их усилий, вложенные в выполнение работы, и не зависит ни от каких других условий, в том числе и от отношений с учителем.

5. На интерес к задаче и стремление к достижениям влияет и оценка человеком собственных способностей и самооценка. Так, помощь учителя позволяет трудную или умеренно сложную задачу перевести в разряд более легких и тем самым поднять мотивацию достижений у слабомотивированных учащихся. Чем выше сам ученик оценивает и другие значимые для него люди (учитель, родители, друзья) оценивают его способности, тем мотивация выше. Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

6. Фактор времени – неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности как учащихся с мотивом, направленным на достижения, так и учащихся с мотивом, направленным на избегание неудачи. При жестких сроках недостатке времени учащиеся с мотивом, направленном на избегание неудачи, попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать. Недостаток времени может мобилизовать только высо-комотивированных на достижение успеха школьников.

7. Наличие оборудования. Если учитель не имеет средств для иллюстрации теоретических знаний, т.е. не проводит демонстрационные, лабораторные опыты, экспериментальные задачи, мотивация к изучению данного предмета сформирована не будет.

8. Гигиенические факторы. Состояние гигиенических факторов: наполняемость класса, уровень шума, освещенности помещения, чередование методов и приемов работы – сильно сказываются на утомляемости и в итоге на мотивации и умственной активности школьников.

9. Использование в процессе обучения парных, микрогрупповых, групповых форм организации деятельности учащихся. В данном случае происходит развитие мотивации коллективных достижений.

10. Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых. Учитель должен быть мотивирован на улучшение результатов учащихся. Достижения учащихся должны поощряться учителем. Методы вознаграждения должны превалировать над методами наказания. Мотивация достижения успеха может иметь большое значение при осуществлении образовательного процесса. Сама форма мотивированности на успех предполагает высокие результаты в некоторых областях деятельности, среди которых может находится и учение. Безусловно, учебная деятельность является полимотивированной структурой, и трудно говорить о решающем преобладании какого-то мотива, но использование отдельной мотивационной тенденции для повышения качества обучения вполне возможно. В этом отношении мотивация достижения успеха обладает достаточно значимым потенциалом, предусматривая наличие в деятельности таких компонентов, как упорство в достижении цели, высокое качество работы, значительный уровень сложности решаемых задач и многие другие не менее приветствуемые каждым учителем качества.

Страницы: 1 2 3 4


2-й этап. Внимание к другому
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему . Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я , что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — от ...

Различные подходы к пониманию межличностных отношений
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и др.) было ...

Адаптивные характеристики личности
Детальное описание процесса социальной адаптации позволяет внести некоторую определённость в проблему изучения адаптивных свойств личности. Понятие адаптивного потенциала широко использовалось как в психоаналитических, так и в интеракционистских концепциях психической адаптации. Так Адлер связывает проблемы адаптации индивида в обществе ...