Заключение
Страница 1

В завершении работы кратко подытожим полученные в ходе работы результаты.

Анализ литературных источников позволил понять, что проблема мотивации в целом в современной психологии исследуется достаточно широко. Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации достижений младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.

На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

Можно выделить два основных пути формирования у младших школьников нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман).

Проведенный анализ показывает, что успеха в учебе добиваются те школьники, чья мотивация сильная, устойчивая, а не ситуационная (возникающая в связи с конкретным уроком или обусловленная интересом, степенью сложности задания, значения выставляемой отметки и др. внешних факторов). По источнику появления она вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, а не внешними мотиваторами (отметками, признанием); процессом учения и ожидаемыми результатами, а также потребностями в самореализации через включение в познавательную деятельность. По направленности она ориентирована на достижение положительного результата и процесс самой учебной деятельности.

Мотивацию достижений Г.Мюррей определил как устойчивую потребность в достижении результата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Кроме того, мотивацию достижений можно определить как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции. Стремление к достижению успеха – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиться успеха в различных видах деятельности. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата.

Мотив избегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как правило, человек с потребностью в избегании неудач пассивен.

Оба мотива характеризуются направленностью на задачу: на достижение успеха или на избегание неудачи при решении задач.

На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий. Для педагога и психолога чрезвычайно важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка.

Совокупность условий, с позиции оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности.

Что это за условия?

1. Характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию.

Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие корпоративной культуры в психологии. Понятие корпоративной культуры в психологии
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Она может быть и у отдельного человека, и у целых народов; может наблюдаться и в семье, и даже в рабочем коллективе. И в каждой группе, общности людей она имеет свои особенности, свою динамику и уровни существования. В литературе можно встретить различные попытки упорядочить м ...

Осн положения бихевиоризма.
Основоположник амер Уотсон. Датой рож­дения явл-ся публикация в 1913г статьи «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном псих журнале «Пси­хологич обозре­ние». Предмет психологии с т зр бих-ма - по­ведение, понимаемое как совокупность на­блю­даемых мышечных, железистых реакций (R) на внеш­ние стимулы(S). Задача психоло­гии – поня ...

Риторические приемы в публичном выступлении
Деловая риторика предполагает, прежде всего, учет факторов, существенно влияющих на коммуникативное общение. Первый фактор - это учет состава аудитории, т.е. того, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности. Второй фактор предполагает учет содержания и характера самого высту ...