Заключение
Страница 1

В завершении работы кратко подытожим полученные в ходе работы результаты.

Анализ литературных источников позволил понять, что проблема мотивации в целом в современной психологии исследуется достаточно широко. Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации достижений младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.

На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

Можно выделить два основных пути формирования у младших школьников нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман).

Проведенный анализ показывает, что успеха в учебе добиваются те школьники, чья мотивация сильная, устойчивая, а не ситуационная (возникающая в связи с конкретным уроком или обусловленная интересом, степенью сложности задания, значения выставляемой отметки и др. внешних факторов). По источнику появления она вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, а не внешними мотиваторами (отметками, признанием); процессом учения и ожидаемыми результатами, а также потребностями в самореализации через включение в познавательную деятельность. По направленности она ориентирована на достижение положительного результата и процесс самой учебной деятельности.

Мотивацию достижений Г.Мюррей определил как устойчивую потребность в достижении результата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Кроме того, мотивацию достижений можно определить как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции. Стремление к достижению успеха – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиться успеха в различных видах деятельности. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата.

Мотив избегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как правило, человек с потребностью в избегании неудач пассивен.

Оба мотива характеризуются направленностью на задачу: на достижение успеха или на избегание неудачи при решении задач.

На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий. Для педагога и психолога чрезвычайно важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка.

Совокупность условий, с позиции оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности.

Что это за условия?

1. Характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию.

Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие конфликта
Изучение проблемы конфликта в социологии, психологии, социальной психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются ...

Анализ сценарного вопросника
1) Анализ ответов А. А является первым ребенком. Она живет в полной семье, имеет младшего брата, разница в возрасте с которым 3 года. «Бабушка и дедушка каждый день ходили на работу, после работы занимались хозяйством, воспитывали детей». А – желанный, запланированный ребенок. Зачата была «после свадьбы, у нас дома», это говорит о род ...

Методика контрольного эксперимента
На заключительном этапе исследования нами был проведен контрольный срез по определению умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Нами были использованы те же тесты, что и в констатирующем эксперименте, проводились тесты по сформированности 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения (см. приложение №6, №7 ...