ЗаключениеСтраница 1
После выполнения данной работы были сформулированы основные понятия эмпатии и социализации. Главной гипотезой было то, что развитие чувства эмпатии у учащихся среднего звена является обязательным условием социализации личности.
Для подтверждения ее были исследованы ученики пятого класса общеобразовательной школы города Екатеринбурга. Проводились два теста: первый – по методике Юсупова И. М. выявлял общий уровень чувства эмпатии у детей, выраженный в баллах, а также эмпатию к различным компонентам, второй тес К. Роджерса и Р, Даймонда был призван в процентом соотношении выявить основные показатели социализации этих детей.
После обработки и интерпретации данных исследования, оказалось, что гипотеза подтверждается. Высокий уровень развития чувства эмпатии у школьников, обеспеченный тренингами и уроками, сопровождался высокими показателями социальной адаптации, принятия других людей, эмоционального комфорта в обществе. В то же время у детей с низким порогом эмпатии социальные навыки были заметно ниже.
На основе полученных данных было проведение планирование для дальнейшего развития чувства эмпатии у детей этого класса. Оно включало индивидуальную работу с детьми, у которых пониженная эмпатия связана с акцентуациями характера.
Разработана серия психологических занятий с учетом индивидуальных потребностей детей класса и предложен план урока изобразительного искусства, развивающий эмпатию, как пример возможности внедрения данного инструмента социализации на всех гуманитарных и естественных дисциплинах школьной программы.
Исходя из этого, цель данной работы можно считать достигнутой.
Приложение 1
Вопросы теста уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М. Юсупова
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Детей-подростков раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач моих одноклассников.
4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю современную музыку.
5. Недовольство больного человека надо терпеть, даже если они могут длиться очень долго.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
8. Старые люди, как правило, обижаются без причин.
9. Когда я слушаю грустную историю, наворачиваются слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к замечаниям учителей в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда мирился с родителями и слушался, даже если они были, как мне казалось, не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. Иногда я привожу домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на другого сверстника, мне хочется угадать, кем он станет.
25. Младшие по возрасту дети ходят за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации» [Adler, 1907/1917b]. В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь пора ...
Тактика общения
Путешествие длиной в 1000 ли начинается с
первого шага.
Китайская пословица
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Если мы проанализируем свой прошедший день, то наверняка можем обнаружить, что в его процессе в общении были допущены какие-то просчеты или что-то получилось не так, как хотелось бы, хотя в стратегичес ...
База исследования и анализ результатов исследовательской работы
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Котласа. На первом этапе мы выявляли акцентуации характера при помощи использования опросника Шмишека (Приложение 1). Данная методика позволяет увидеть личностные особенности подростка. Так же был проведен опрос, методом анкетирования (Приложение 2). Испытуем ...


