Заключение
Страница 1

После выполнения данной работы были сформулированы основные понятия эмпатии и социализации. Главной гипотезой было то, что развитие чувства эмпатии у учащихся среднего звена является обязательным условием социализации личности.

Для подтверждения ее были исследованы ученики пятого класса общеобразовательной школы города Екатеринбурга. Проводились два теста: первый – по методике Юсупова И. М. выявлял общий уровень чувства эмпатии у детей, выраженный в баллах, а также эмпатию к различным компонентам, второй тес К. Роджерса и Р, Даймонда был призван в процентом соотношении выявить основные показатели социализации этих детей.

После обработки и интерпретации данных исследования, оказалось, что гипотеза подтверждается. Высокий уровень развития чувства эмпатии у школьников, обеспеченный тренингами и уроками, сопровождался высокими показателями социальной адаптации, принятия других людей, эмоционального комфорта в обществе. В то же время у детей с низким порогом эмпатии социальные навыки были заметно ниже.

На основе полученных данных было проведение планирование для дальнейшего развития чувства эмпатии у детей этого класса. Оно включало индивидуальную работу с детьми, у которых пониженная эмпатия связана с акцентуациями характера.

Разработана серия психологических занятий с учетом индивидуальных потребностей детей класса и предложен план урока изобразительного искусства, развивающий эмпатию, как пример возможности внедрения данного инструмента социализации на всех гуманитарных и естественных дисциплинах школьной программы.

Исходя из этого, цель данной работы можно считать достигнутой.

Приложение 1

Вопросы теста уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М. Юсупова

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Детей-подростков раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач моих одноклассников.

4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю современную музыку.

5. Недовольство больного человека надо терпеть, даже если они могут длиться очень долго.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8. Старые люди, как правило, обижаются без причин.

9. Когда я слушаю грустную историю, наворачиваются слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к замечаниям учителей в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда мирился с родителями и слушался, даже если они были, как мне казалось, не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. Иногда я привожу домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на другого сверстника, мне хочется угадать, кем он станет.

25. Младшие по возрасту дети ходят за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Упражнения, направленные на развитие внимания
Предлагаем упражнения для развития внимания, зарекомендовавшие себя как наиболее результативные в практике работы психолога Е.Л. Яковлевой (задания №1-3)*. Корректурное задание Выполнения корректурного задания способствует развитию концентраций внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для его проведения по ...

Экспериментальное исследование готовности к обучению детей младшего школьного возраста. Готовность к обучению детей младшего школьного возраста
Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведет развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть всеми основными сторонами своей психической деятельности. Однако это произойдет только в том случае, если процесс обучения будет строиться с учетом условий, определяющих его развивающий эффект. ...

Факторы, влияющие на возникновение и течение тревожных расстройств
Последние исследования семейной микродинамики при различных психических расстройствах, в том числе аффективного спектра, проводятся на основе биопсихосоциальной модели (Холмогорова А.Б., 2002). Одной из главных задач таких исследований является установление важности факторов семейной динамики, в сравнении с биологическими. Грегори Бейт ...