Результаты эмпирического исследования. Анализ корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации
Страница 5

Материалы по психологии » Взаимосвязь самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений » Результаты эмпирического исследования. Анализ корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации

Примечание:

шкалы

:

– тест К. Роджерса и Р. Даймонда: Ад – адаптивность, ДАд – дезадаптивность, Лж – лживость, ПС - принятие себя, НПС - непринятие себя, ПД - принятие других, НПД - непринятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, ЭД - эмоциональный дискомфорт, ВтК - внутренний контроль, ВшК - внешний контроль, Дмн – доминирование, Вдм – ведомость, Эск – эскапизм, A – адаптация, S – самовосприятие, L - принятие других, E - эмоциональная комфортность, I – интернальность, D - стремление к доминированию;

– методика Q–сортировка: Звс – зависимость, НЗвс – независимость, Общ – общительность, НОбщ – необщительность, ПБ – принятие "борьбы", ИБ – избегание "борьбы";

– шкала Фейя: ШФ – шкала принятия других Фейя;

– методика С.Р. Пантилеева: Зкр – закрытость, Смвр – самоуверенность, Смрк – саморуководство, ОС – отраженное самоотношение, Смцн – самоценность, Смпн – самопринятие, Смпв – самопривязанность, ВК – внутренняя конфликтность, Смбв – самообвинение.

статистические показатели

: r05= 0.2956; r01= 0.3886; N=44 чел., из них 34 – мальчика, 10 – девочек. Курсивом указаны корреляции на уровне достоверности P<0.05, жирным указаны корреляции на уровне достоверности P<0.01; k05 и k05% - количественный и процентный показатели корреляционной активности шкалы (количество статистически значимых корреляций данной шкалы со всеми показателями эмпирических данных).

Как это видно из результатов корреляционного анализа определились наиболее информативные шкалы, из которых можно отметить такие как дезадаптивность, ведомость и эмоциональный дискомфорт, а также наименее информативные, из которых выделились – непринятие себя и доминирование.

Также необходимо отметить шкалы других методик, не обнаруживших статистически значимых (P>0.05) связей с показателями социально-психологической адаптации – это лживость, эскапизм, независимость, общительность, принятие других (шкала Фейя), закрытость и самопринятие.

Рассмотрим связи показателей социально-психологической адаптации со шкалами методик диагностики представлений о себе, самоотношения, а также принятия других.

Как видно из таблицы №5, шкала адаптации (Ад) по тесту К.Рождерса и Р.Даймонда достоверно реципрокно коррелирует со шкалами внутренней конфликтности (ВК) r 0,5=-0,36, самообвинение (Смбв)r 0,5=-0,36, то есть чем выше внутренняя конфликтность и самообвинение реципиента, тем ниже его адаптивность.

Шкала дезадаптации (ДАд) достоверно коррелируют со шкалами необщительности (Нобщ) r 0,5=0,37, самоуверенности (Смвр) r 0,5=-0,32, отраженного самоотношения (ОС) r 0,5=-0,38, самоценности (Смцн) r 0,5=-0,31, внутренней конфликтностью (ВК) r 0,5=0,37, и самообвинением (Смбв) r 0,1=0,44. Из этого следует, что чем выше необщительность, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем выше дезадаптация, а также чем выше самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, тем соответственно ниже уровень дезадаптации.

Шкала принятия себя (ПС) положительно коррелирует со шкалами отраженного самоотношения (ОС) r 0,1=0,40, самоценностью (Смцн) r 0,5=0,33, а также со шкалой самообвинения (Смбв) r 0,5=-0,30. Из вышесказанного следует, что чем более выражено субъективное восприятие себя принятым окружающими людьми, тем более характерны принятие себя, высокая оценка своего духовного потенциала, собственной неповторимости и рациональное восприятие критики.

Шкала непринятия себя (НПС) коррелируют со шкалой самообвинения (Смбв) r 0,5=0,32. Это говорит о том, что чем выше самообвинение, тем выше непринятие себя.

Корреляции шкалы принятия других (ПД) со шкалами избегание борьбы (ИБ) r 0,5=-0,36 и внутренней конфликтностью (ВК) r 0,5=-0,35 говорят о том, что, чем более развита социальная толерантность и эмпатия, тем индивиду менее свойственна внутренняя и социальная конфликтность.

Из корреляции шкалы непринятия других (НПД) со шкалами принятия борьбы (ПБ) r0,5=0,30, отраженного самоотношения (ОС) r0,1=-0,54, внутренней конфликтностью (ВК) r 0,5=0,30 и самообвинения (Смбв) r 0,1=0,39 следует, что чем более выражены принятие борьбы, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем выше непринятие других. А также, чем выше отраженное самоотношение, тем ниже непринятие других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Метод исследования.
Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения. Для изучения уровня проявле ...

Диагностические системы и методики исследования особенностей когнитивного развития ребенка
Успешность учебно-воспитательной работы в существенной мере зависит от того, насколько хорошо учитель знает уровень умственного развития первоклассников. В связи с этим встают задачи диагностики особенностей когнитивного развития ребенка. В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, нап ...

Внимание как фактор успешной учебной деятельности.
«…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д. Ушинский. Внимание– это психический процесс (психическое состояние), сущностью которого является направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, действии, процессе или явлении. Человек направ ...