Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 9

Самооценка прямо зависит от успеха и обратно пропорциональна притязаниям: чем выше притязания человека, тем труднее ему поддержать самоуважение (У.Джемс[57]). Низкая самооценка рождает завышенные притязания, которые, в свою очередь, являются способом их компенсации, защиты (К. Хорни[58]). Но самооценка и сама может стать способом "обуздания" притязаний: сознание стратегии самоуничижения, намерено низкая самооценка служит средством, с помощью которого невротики отказываются от своих исключительных целей.

Существует мнение, что уровни целей, которые выбирает индивид, соответствуют высоте его самооценки. Иначе говоря, человек, высоко себя оценивающий, будет выбирать более высокие цели, чем тот, кто оценивает себя низко (Б.В. Зейгарник, В.С. Мерлин).

Мы обратились к рассмотрению самооценки, основываясь на том, что, во-первых, она служит фундаментом в построении устойчивого Я-образа. Первый источник нового этапа развития самоосознания заключается в перемене социальных условий. Появляется взаимосвязь самооценки с "образом Я", которая формируется при сопоставлении себя с другими, в основе такого сопоставления лежат нормы и ценностные ориентации значимых людей. Во-вторых, развитие профессиональных мотивов и способностей неразрывно связано с инициативностью, основанной на личностных притязаниях. В процессе осуществления инициативы проявляются притязания на сложность решаемых профессиональных задач, и, соответственно, на успех. Личность начинает подвергать рефлексии качество данных проявлений и достижений: разделяются оценки других и переживания собственной удовлетворенности - неудовлетворенности своими достижениями. Разрешение возникающих здесь противоречий и становится основой формирования мотивации профессионального роста руководителей.

Руководитель, развивающий свои коммуникативные и организаторские способности, характеризующийся ярко выраженной направленностью на задачу, имеющий интервальный локус контроля и адекватную самооценку, уже обладает внутренними условиями мотивации профессионального роста.

Тогда внешние условия (задачи, цели, психолого-педагогическое воздействие, психологическое отношение значимых лиц и др.) будут приниматься в процессе онтогенеза, и человек сам обратится к ним и включит их в свою "озадаченную" жизнь.

Таким образом, мы убеждаемся: многое зависит от реализации мотивов в деятельности, в конкретных условиях ее протекания.

Основная функция мотивации - это функция смыслообразования, придания значимости объектам окружающего мира, способ взаимосвязи психической субъективной и объективной реальности. Смыслообразующая функция мотивов характеризует общую роль и место мотивов в сознании человека и конкретизируется в понятии личностного смысла и направленной активности личности.

Исключительную роль играют специально созданные условия в процессе обучения, выбора действенных форм и методов работы в расширении мотивационной сферы личности. Сама мотивация является новообразованием, возникающим в ходе осуществления учебной деятельности. Это позволяет изменять её через планомерное формирование последней. От интенсивности мотивации зависит глубина восприятия учебного материала, его осмысление и усвоение.

Поэтому одной из важнейших задач системы повышения управленческой квалификации является нахождение таких способов организации учебного процесса, которые способствовали бы усилению мотивации профессионального роста руководителя, а также таких методов и способов изучения личности руководителя, которые давали бы достоверную информацию о динамике ее изменений.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Мозг и психика.
Нерв система состоит из 2 больших отделов: ЦНС и периферич нс (соматич и вегетатив­ный: пара- и сим­патич). ЦНС содержит спинной и голов­ной(продолговатый, сред­ний, промежуточный, боль­шие полушария, мозжечок) мозг. Соматич отдел регу­лирует скелетную мускулатуру, а вегетат – работу жизнеобеспеч систем. Парасимпатич – дви­гат функ­ции. ...

Подходы к изучению корпоративной культуры в психологии
В начале 50-х. годов, когда значение корпоративной культуры в работе организации больше не могли игнорировать, появились первые публикации по этому вопросу. В настоящее время корпоративная культура является достаточно хорошо изученным явлением, к рассмотрению природы которого подходят с трех основных точек зрения: символической, когнити ...

Исследование памяти учащихся.
Для исследования особенностей памяти учащихся были проведены следующие тесты (см. Приложение 4): № 4. ''Оценка продуктивности вербальной памяти''. Этот тест позволил оценить продуктивность вербальной памяти. В течение пяти минут учащимся нужно было воспроизвести как можно больше слов, относящихся к теме ''Иностранный язык''. № 5. ''Не ...