Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 8

Следствием является перенос инстанции, перед которой субъект держит ответственность, с внешнего уровня на внутренний, что поможет ему укрепиться в сознании своих возможностей и повысит мотивацию профессионального роста.

При рассмотрении роли внутренних условий в формировании мотивов профессионального роста, нельзя не сказать о том, что в работах С. Л. Рубинштейна большой акцент сделан на следующем аспекте проблемы активности внутреннего содержания личности: внешнее зависит от внутреннего не только в том смысле, что всякое внешнее воздействие реализуется лишь через внутреннее, но и более непосредственно - внутреннее имеет и свой, непосредственный источник активности и развития. Он подчеркивает, что психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития, ее внутренними закономерностями[53].

Дж. Роттер, исходя из понятийных рамок теории социального научения, говорит о соотношении внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Так, субъекты, отличающиеся интернальностью, характеризуются восприятием социальной действительности как функции собственных активных действий. Они считают себя ответственными за возникновение различных ситуаций, к которым причастны, и, следовательно, являются создателями своей судьбы. У таких людей можно отметить присутствие большей уверенности в себе, инициативности, самостоятельности и активности при решении всевозможных проблем[54].

Экстернальными индивидами социальная реальность воспринимается как неуправляемая, определяемая судьбой, зависящая от воли и силы других людей. Такие люди не стремятся совладать с социальными факторами, их самосознание находится на низком уровне, и их легко можно поставить под угрозу самоуничтожения. Основная позиция, занимаемая этими субъектами - оборонительная.

Обычно социально одобряемой ценностью является интернальность: это было экспериментально установлено Е. Фаресом, К.Уилсоном, Дж. Ломбарде, Т. Ханом и др. Было замечено, что интернальность положительно и значительно коррелировала с осознанием смысла и целей жизни. В ситуации успеха у интерналов удовлетворение вызывает не просто успех сам по себе, а успех в решении особенно трудных проблем. Экстерналы, в отличие от них, довольствуются малым успехом, достигаемым в решении задач. Неудачи в решении легких задач сильнее фрустрируют интерналов, чем экстерналов. Это доказывает, что существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Во многих исследованиях установлено, что интерналы более уверены в себе, спокойны, благожелательны и популярны[55].

Установлены достоверные связи шкал уровня субъективного контроля с факторами Р. Кеттела. Так, выделенные им факторы, связаны с высокими значениями шкал УСК и характеризуются как показатели самоконтроля и социальной зрелости личности, а факторы, связанные с низкими значениями, описывают тревожную, незрелую, неустойчивую личность. В ряде случаев склонность объяснять собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства выражает адаптивную защитную роль, так как при этом снижается уровень тревоги и становится более доступным выполнение дальнейшей деятельности. Человек эмоционально стабильный, зрелый, уверенный в себе, способен объяснять собственными действиями не только свои успехи, но и неудачи[56].

Таким образом, существует разнообразие в проявлении ответственности у интерналов и экстерналов. Личность в своем развитии должна проделать путь от простого исполнителя к активному субъекту. Следствием этого является перенос инстанции, перед которой субъект держит отчет, с внешнего уровня на внутренний, что поможет ему укрепиться в сознании своих возможностей и повысит самооценку своих возможностей и способностей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Классификация преступников по содержанию преступной деятельности
Личностные особенности виновного устанавливаются посредством анализа психологических особенностей совершения им преступного деяния. Насильственный тип преступника. Основная характерная черта лиц, совершающих насильственные преступления, - дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, вин ...

Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная на ...

Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувств ...