Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального
роста руководителяСтраница 8
Следствием является перенос инстанции, перед которой субъект держит ответственность, с внешнего уровня на внутренний, что поможет ему укрепиться в сознании своих возможностей и повысит мотивацию профессионального роста.
При рассмотрении роли внутренних условий в формировании мотивов профессионального роста, нельзя не сказать о том, что в работах С. Л. Рубинштейна большой акцент сделан на следующем аспекте проблемы активности внутреннего содержания личности: внешнее зависит от внутреннего не только в том смысле, что всякое внешнее воздействие реализуется лишь через внутреннее, но и более непосредственно - внутреннее имеет и свой, непосредственный источник активности и развития. Он подчеркивает, что психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития, ее внутренними закономерностями[53].
Дж. Роттер, исходя из понятийных рамок теории социального научения, говорит о соотношении внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Так, субъекты, отличающиеся интернальностью, характеризуются восприятием социальной действительности как функции собственных активных действий. Они считают себя ответственными за возникновение различных ситуаций, к которым причастны, и, следовательно, являются создателями своей судьбы. У таких людей можно отметить присутствие большей уверенности в себе, инициативности, самостоятельности и активности при решении всевозможных проблем[54].
Экстернальными индивидами социальная реальность воспринимается как неуправляемая, определяемая судьбой, зависящая от воли и силы других людей. Такие люди не стремятся совладать с социальными факторами, их самосознание находится на низком уровне, и их легко можно поставить под угрозу самоуничтожения. Основная позиция, занимаемая этими субъектами - оборонительная.
Обычно социально одобряемой ценностью является интернальность: это было экспериментально установлено Е. Фаресом, К.Уилсоном, Дж. Ломбарде, Т. Ханом и др. Было замечено, что интернальность положительно и значительно коррелировала с осознанием смысла и целей жизни. В ситуации успеха у интерналов удовлетворение вызывает не просто успех сам по себе, а успех в решении особенно трудных проблем. Экстерналы, в отличие от них, довольствуются малым успехом, достигаемым в решении задач. Неудачи в решении легких задач сильнее фрустрируют интерналов, чем экстерналов. Это доказывает, что существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Во многих исследованиях установлено, что интерналы более уверены в себе, спокойны, благожелательны и популярны[55].
Установлены достоверные связи шкал уровня субъективного контроля с факторами Р. Кеттела. Так, выделенные им факторы, связаны с высокими значениями шкал УСК и характеризуются как показатели самоконтроля и социальной зрелости личности, а факторы, связанные с низкими значениями, описывают тревожную, незрелую, неустойчивую личность. В ряде случаев склонность объяснять собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства выражает адаптивную защитную роль, так как при этом снижается уровень тревоги и становится более доступным выполнение дальнейшей деятельности. Человек эмоционально стабильный, зрелый, уверенный в себе, способен объяснять собственными действиями не только свои успехи, но и неудачи[56].
Таким образом, существует разнообразие в проявлении ответственности у интерналов и экстерналов. Личность в своем развитии должна проделать путь от простого исполнителя к активному субъекту. Следствием этого является перенос инстанции, перед которой субъект держит отчет, с внешнего уровня на внутренний, что поможет ему укрепиться в сознании своих возможностей и повысит самооценку своих возможностей и способностей.
Структурно-логическая схема
Диагностика агрессивности
Задание 3. Список ученых разрабатывавших данную проблему
№ п/п
Ф. И.О. психолога
Годы жизни
Вклад в науку
1.
Б. Брайклин, З. Пиотровский Э. Вагнер
Разработали тест диагностики агрессивности, названный тест руки Вагнера.
В теоретическом обосновании авторы исходят из положения ...
Управленческое общение
Известный менеджер Л. Якокка считает: «Главная причина, по которой способным руководителям не удается карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными»1
Очень часто с уважением отзываясь о руководителе, отмечают его профессионализм, организаторские способности, но реже его человеческие качества. ...
Сказка про осла.
Жил-был осел. Пошел он однажды в лес. Нашел там мешок золота. И сдох от счастья. ...