Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 3

Условия должны быть не типичными для сложившихся психических образований, не отвечать «комфортным» условиям их функционирования и требовать функционального напряжения, т.е. развертываться в зоне предельных функциональных возможностей этих образований. Такое функциональное развертывание данного образования без его изменения вполне возможно, но только в качестве случайного, эпизодического, редкого, как правило, в особо благоприятных условиях внутреннего и внешнего порядка, стихийно сложившихся или целенаправленно созданных. Поэтому ставится задача найти, «ключевое звено», которое целенаправленно включается в новый контекст отношений, поддерживается, актуализируется и только таким способом становится исходной точкой личностного и профессионального роста.

Анализ литературы показывает, что в процессе формирования и развития мотивации профессионального роста руководителей следует иметь в виду, что серия влияний развертывающихся факторов развития падает на разные состояния функциональной системы (психического образования). Одни развивающие влияния попадают на неблагоприятные состояния, не составляющие с данными воздействиями интегративного целого. Другие же образуют целостные интегративные комплексы, составляющие основу будущих новообразований. Следующие удачные повторения влияний закрепляют эффект и приводят к формированию устойчивого новообразования.

Эти два механизма называют кумулятивным и дискретным[29]. Можно предположить, что оба механизма могут действовать в отдельности или одновременно, хотя и с преобладанием одного из них на разных этапах микроразвития. В одних случаях наблюдается динамика, когда накапливающиеся латентные изменения приводят к внешне выраженному эффекту, в других - происходит полная перестройка поведения под влиянием разового воздействия (убеждение или жизненное событие).

В процессе профессионального развития наблюдается действие механизмов психологической защиты, с особыми буферными функциями, эффекты неоднозначности действия внешних и внутренних факторов и даже эффекты относительной «изотропности » временного пространства.

Ведущей детерминантой развития мотивации профессионального роста является учебная деятельность[30], что позволяет изменять мотивацию через её планомерное формирование. От интенсивности мотивации зависит глубина восприятия учебного материала, его осмысление и усвоение. Поэтому одной из важнейших задач системы повышения квалификации является нахождение таких способов организации учебного процесса, которые способствовали бы усилению мотивации слушателей.

В настоящее время в зависимости от выбора критериев намечаются несколько видов классификаций мотивов учения:

n смыслообразующие мотивы;

n мотивы деятельности и мотивы действия[31];

n мотивы познавательные и социальные[32];

n непосредственные и опосредованные;

n мотивы доминирующие и подчиненные[33].

Наиболее признанным является деление мотивации на внутреннюю, связанную с содержанием учебной деятельности, содержащую познавательные мотивы и мотивы самосовершенствования, и внешнюю, включающую, в частности, социальные мотивы. Такой позиции придерживаются, в частности, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Ф. Моргун, П.М. Якобсон и др.

В теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина придается большое значение мотивационному аспекту, который рассматривается как определяющий все психическое развитие[34]. Однако на практике этот аспект выступает лишь в качестве дополнительного. На уровне анализа экспериментальных данных мотив выступает либо как условие, либо как результат правильно построенной системы ориентировки в учебном процессе.

К описанию мотивационной сферы учебной деятельности специально обращается Н.Ф. Талызина. Ею выделены такие свойства, как мера осознания мотивов, которые побуждают учиться, понимание их значимости, мера действенности мотива. Ход формирования мотивации включает изменение мотивов по следующим показателям: осознанность и действенность (т.е. придание мотиву смыслообразующей функции)[35].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Проведение констатирующего эксперимента
База исследования – МДОУ № 311 Ленинского района г. Новосибирска Ленинского района. В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей с нормальным слухом (контрольная группа) и 10 детей имеющие нарушения слуха (экспериментальная группа). Констатирующий этап состоит из трех методик для выявления уровня развития памяти детей дошкольного ...

Приложения
Приложение 1 Анкета для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Коммуникативно-личностный опросник родителей. Добрый ли ваш ребенок? а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю Внимательный ли ваш ребенок? а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю Правдивый ли ваш ребенок? а) да, б) нет, в) когда как, г) не ...

Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тре ...