Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 7

Следующая важная группа способностей - коммуникативные способности. Они отражают коммуникативную деятельность как деятельность, направленную на установление и развитие целесообразных взаимоотношений и включающую в себя умение устанавливать правильные отношения и перестраивать их в соответствии с развитием личности (Н.В. Кузьмина)[50]. Их преобразующая сущность выражается в том, что формирование коммуникативных умений совершается всегда на основе положительной мотивации. Коммуникативные способности влияют на развитие общих коммуникативных умений или на коммуникативный потенциал личности, на становление профессионально значимых умений (В.А. Поляков).[51]

Под коммуникативным потенциалом личности понимаются свойства личности, необходимые для повышения эффективности профессиональной деятельности: потребность в общении; стремление к пониманию людей; умение вообразить себя в психологическом состоянии другого; способность к сопереживанию; способность к стремлению быть понятым партнерами по взаимодействию. Коммуникативные умения - это умения устанавливать взаимоотношения в процессе взаимодействия: навыки культуры и техники речи; достаточный словарный запас; умение убеждать; требовательность; чувство меры в поведении; содержательность речи; тактичность.

В контексте личностного подхода проблема становления мотивационной сферы специалиста в учебном процессе рассматривается как оптимизация и развитие потребностей. В этом смысле предполагается, что основным условием становления мотивации является формирование осознанного отношения к перспективе использования знаний, умений и навыков в профессиональной управленческой деятельности. Необходима взаимосвязь процессов повышения квалификации с жизненными целями и программами руководителей.

Анализируя принципы формирования мотивации профессионального роста, необходимо указать на важность отражения в учебном процессе системы повышения квалификации главного условия гармоничного развития руководителя в целом. Таким условием является соответствие структуры производства структуре профессиональных потребностей. Отсюда - задача формирования у слушателей осознания творческой перспективы управленческой деятельности. Поскольку любая трудовая деятельность имеет определенный смысл и определенное содержание, усиление ее творческого характера непосредственно связано с вопросами мотивации профессионального роста, смысла жизни, мечты. Искаженное их отражение порождает иллюзию эмоций, мышления, чувств и воли, т.е. неизбежно ведет к значительным деформациям личности, искажению ее направленности.

В целом направленность как психическое свойство личности представляет собой систему потребностей - доминант, ценностей, устремлений, преобладающую систему смыслообразующих мотивов, которая выражается в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению[52].

Различают три вида направленности (Б. Басс):

n направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;

n направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;

n направленность на дело (на задачу) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Каждый из названных типов направленности обязательно присутствует в структуре личности. Вопрос только в том, что именно доминирует, с каким преимуществом и в каком сочетании.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Результаты исследования. Сравнительная характеристика личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом
Анализ результатов, полученных с помощью t – критерия Стьюдента, по методики Р. Кеттелла позволил выявить различия между личностными особенностями подростков с диагнозом сколиоз и с диагнозом компрессионный перелом. Показатели шкал опросника Р. Кеттелла Таблица № 1 № Личностный опросник Р. Кеттелла Подростки с диагнозом с ...

Женская
«Женщина может говорить и слушать одновременно, попутно обвиняя мужчину в том, что он не умеет ни того, ни другого» Пиз А. Именно такой сорит вынесли учёные нашего времени, при сканировании работы мозга (более подробно в работе Пиз А., Пиз Б. «Язык взаимоотношений мужчина женщина»). Сразу я обращусь к «законам» «женской» логики, кото ...

Память, её механизмы и приёмы органи­зации.
Это форма психич отражения действитель­ности, за­ключ в закреплении, сохранении и последующем вос­прозвед-и чел своего опыта. П обеспечивает накопле­ние впечат­лений об окр мире, служит основой приоб­ре­тения знаний, навыков и умений и их после­дующе­го использ-ия. Сохр-ие опыта создаёт возбможность для обучения чел и развития его психи ...