Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального
роста руководителяСтраница 4
П.М. Якобсон, подчеркивая необходимость включения учебных мотивов в более широкий контекст деятельности, тем не менее в конкретном анализе внутренней мотивации учебной деятельности ограничивался предметной стороной. Им выделяются следующие типы мотивации:[36]
n отрицательная мотивация: подразумевает побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если человек не будет учиться. Это и есть мотивация учения, которая находится вне самой учебной деятельности и связана с побуждением выбрать из ряда неприятностей "наименьшее зло";
n мотивация, которая связана с мотивами, заложенными вне учебной деятельности, но имеющими положительный характер, и которая определяется весомыми для личности социальными устремлениями.
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин также придерживаются мнения о том, что мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность на овладение новыми способами действий. Продуктом функционирования мотивационного компонента, по их мнению, является интерес к учебной деятельности вообще (к содержанию учебного материала, с одной стороны, и к способу добывания знаний, с другой)[37].
А.К. Маркова, исходя из полимотивированности учения, выделяет внутри каждой группы мотивов "широкие" и "узкие". Так, социальные мотивы развиваются от широких (понимание общей значимости учения) к "узким", "позиционным" мотивам "социального сотрудничества" (стремление взаимодействовать и контактировать с товарищами, совместно выполнять задания и т. д.). Социальные мотивы генетически первичны и выполняют смыслообразующую функцию в учебной деятельности. Кроме того, за положительным и отрицательным отношением к учению всегда стоят изменения в структуре мотивационной сферы[38].
Учёные подчеркивают важную роль специально созданных условий в процессе обучения, выбора действенных форм и методов работы, которые, в свою очередь, расширяют мотивационную сферу личности (Р.С. Вайсман, В.Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева, Т. В. Кускунова, Ф. М. Рахматуллина и др.).
В частности, Т. В. Кускунова исследовала развитие мотивов учебной деятельности через анализ содержания учебного предмета и социальных условий, созданных в процессе обучения. При этом выяснилось, что специально организованная работа оказывает положительное влияние на активное повышение познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческой инициативы[39].
Исследование Ф.М. Рахматуллиной показывает, что среди мотивов учения выделяются мотивы социальные. По ее данным, на первых этапах ведущими являются познавательные мотивы, а затем начинают доминировать профессиональные мотивы, отодвигая познавательные мотивы, которые перемещаются на второе место. Социальные мотивы на протяжении всего обучения занимают третье место. По мнению автора, такая структура обусловливает положительное отношение к учебе[40].
Положительное отношение к учёбе со стороны руководителей приводит к глубоким изменениям мотивационно-смысловой сферы, ядром которой является формирование профессиональной управленческой направленности как основного личностного новообразования. Это подтверждает положение о том, что специально организованные условия обучения создают и улучшают процесс повышения квалификации, способствует созданию устойчивых профессиональных интересов, ведет к более яркому проявлению личности в управленческой деятельности, повышает ответственность личности за свою профессиональную судьбу[41].
Становление и развитие мотивации профессионального роста руководителей происходит в ходе систематического обучения как накопление качественных изменений в психике.
Систематическое обучение призвано стимулировать обе стороны психического развития:
- мотивационную сферу, куда входят направленность на труд, трудовые и профессиональные интересы, готовность к труду и к выбору профессии;
Нейротизм.
Айзенк использовал нейротизм в качестве показателя одного из основных свойств личности. Это свойство генетически детерминировано. Его выраженность связана со скорость выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ...
Нечестные приемы
С использованием в споре вопросов и ответов связаны некоторые нечестные приемы, к которым прибегают для того, чтобы сбить противника с толку. К ним относится прием, называемый ошибкой многих вопросов. Оппоненту одновременно задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа "да" или "нет&qu ...
Программная часть исследования. Рабочая
концепция исследования
Целью данной работы является изучение типов корпоративных культур, имеющихся в рамках одной организации в ее различных подразделениях и исследование таких особенностей этих корпоративных культур, как удовлетворенность трудом и отношение к организации. Ни в одной из изученных типологий корпоративных культур не рассмотрены такие характери ...


