Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 2

Побуждение заключает в себе противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим и лишь в силу этого становится стимулом, движущей силой активности, деятельности, направленной на разрешение, снятие этого противоречия. Сама эта деятельность как обычная причинно-следственная цепочка, направленная от настоящего к будущему, становится возможной только благодаря активному движению от будущего к настоящему в виде предвосхищения, своеобразного активного мотивационного отражения действительности.

Побуждение как существующее в настоящем реальное, объективное (а не только субъективное) функциональное образование и является такой обычным образом действующей причиной развития и функционирования личности. Опыт личности даёт возможность планировать свое профессиональное развитие. Человек может как бы перечеркнуть некоторые факты прошлого, поступки, намерения, отвергнуть их как неразумные, не принадлежащие больше личности и тем самым исключить их негативное, нежелательное влияние на настоящее поведение.

Вводя прошлое в новый личностный смысловой контекст, избирательно переставляя в соответствии с этим смыслом акценты значимости фактов прошлого (С. Л. Рубинштейн), человек по существу меняет детерминирующее влияние прошлого на настоящее[25]. Только благодаря этому становится возможным обратное движение от прошлого к настоящему в виде использования опыта, выявления тенденции развития, законов - то, без чего невозможно понимать настоящий профессиональный уровень и предвидеть его развитие в будущем.

Изменение мотивации профессионального роста как раз и означает расшатывание штампов, автоматизмов, стереотипов действий и поведения. Это расширение детерминационного поля, как показано в целом ряде работ, может иметь как внешние, так и внутренние источники, и принимает самые разнообразные формы: включение человека в контекст новых смысловых ориентации, объективно заданной важности и субъективной значимости в новую сферу деятельностных или коммуникативных взаимодействий, иной предметный, функциональный, потребностный и т.п.[26]

Формирование личности осуществляется через два дополнительных механизма: «через сознание», убеждение - и через включение в деятельность, то есть через систему содержательно смысловых воздействий (разъяснение и внушение определенных интересов, мотивов, ценностных представлений, информирование и пр.) - и через направленную организацию объективных обстоятельств жизнедеятельности (труд, общение, режим жизнедеятельности), которые влияют в основном на динамически-энергетическую сторону психики и через нее - на содержательно-смысловую[27].

Дело в том, что существенной особенностью системного строения психики является диалектически двойственное, содержательно-динамическое ее строение[28]. С одной стороны, мотивационно-ценностное отношение человека к действительности не исчерпывается активно-действенным отношением. То, что для человека объективно важно и субъективно значимо, гораздо богаче собственно деятельностной сферы и включает как зону благополучно протекающих процессов, где деятельность не нужна, так и зону невозможных свершений, выходящих за пределы наличных деятельностных возможностей человека (отдаленные жизненные цели, идеалы, мечты). Эти внедеятельностные, потенциальные зоны характеризуются пассивно-экспрессивными переживаниями, как бы готовящими человека к деятельностному вмешательству в действительность.

С другой стороны, деятельностные взаимодействия человека с действительностью, в свою очередь, оказываются богаче его мотивационных установок, того, что он «имел в виду», намеревался сделать. Многие непосредственные результаты и отдаленные последствия действий, как положительные, так и отрицательные, выходят за пределы его намерений. Не случайно включение в профессиональную деятельность является одним из основных приемов формирования личности.

Причём включение данного психического образования в новый контекст смыслового или динамического типа еще не содержит в себе никакого новообразования. Возможность функционирования старого образования в новом контексте объективно заложена в данном образовании, т.е. существовала потенциально, но не развертывалась актуально.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7