Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 5

- операциональную сферу, включающую знания о труде и о профессии, знания о качествах личности, необходимых для профессии, и о наличии этих качеств у себя, трудовые умения, умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии.

А теперь подробнее остановимся на содержании основных критериев мотивационной сферы - структуре и степени ее устойчивости.

Структура мотивационной сферы представляет сложную и динамическую иерархию мотивов, каждый из которых может быть ведущим.

Исследования выявили следующие предпосылки профессионального роста руководителей - это выраженная направленность на задачу, социальная установка к совместной коллективной деятельности с другими, более выраженная социальная направленность интеллекта. Соответственно судить о наличии мотивов профессионального роста руководителя можно на основе выстраивания ее в следующую иерархическую структуру:

Познавательный мотив связан с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, он выражается в стремлении больше знать и понять, в получении удовольствия при узнавании нового.

Общесоциальный мотив состоит в стремлении получать знания, чтобы стать полезным обществу, - это мотив пользы обществу, другим людям.

Мотив сотрудничества связан с желанием работать вместе с другими и с представлением о том, что деятельность по усвоению новых знаний является продуктивной, если проблемы обсуждаются совместно с преподавателем или в группе.

Мотив совместного достижения - намерение совместно с преподавателем или с группой искать новые пути решения учебно-профессиональных и научных проблем, добиваться вместе продуктивных и значимых результатов.

Мотив творческой деятельности связан с особой привлекательностью творческих задач, видов деятельности, стремлением добиться новых, необычных результатов в работе.

Мотив самоактуализации - стремление человека к максимальному раскрытию и реализации собственных потенциальных возможностей и способностей.

Престижный мотив проявляется в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, соответствовать их социальным ожиданиям, получать одобрение, заслужить у них авторитет, - это стремление показать свои знания и умения другим, чтобы достичь авторитета среди других, желание оправдать надежды, соревновательный мотив.

Прагматический мотив - мотив утилитарного отношения к учению, извлечения из него пользы для удовлетворения в будущем материальных и иных потребностей.

Помимо рассмотренного выше подхода, в психологии выделены также ситуативные, деятельностные, личностные детерминанты изменения мотивации (Ю.М. Орлов):[42]

1. Ситуативные детерминанты: семейные отношения, успех или неудача.

2. Деятельные детерминанты: характер повышения квалификации, тренировка.

3. Личностные детерминанты изменения мотивации: переживание успеха, формирование образа успеха и промежуточных образов через целеобразование, повышение уровня притязаний.

Главное для интеграции названных детерминант в процессе повышения квалификации - это субъект-субъектная основа, на которой оно должно протекать.

Значение такого взаимодействия, предполагающего не умаление личности, ее мотивов и способностей, а глубокую убежденность в своих созидательных возможностях, выделялось в трудах Б.Н. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева и др.

Особую роль в развитии мотивации профессионального роста руководителей играют соответствующие способности.

Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии. Связать проблему способностей с вопросом о развитии - значит признать, с одной стороны, что способности не могут быть насаждены извне, что в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для их органического роста и, с другой стороны, что они не предопределены, не даны в готовом виде до и вне всякого развития[43].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Профессиональная этика руководителя
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: Ø демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе; Ø его доступность, внимательность; Ø умение создать товарищескую атмосферу доверия; & ...

Приложение. Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту
Консультирует Лариса Геннадьевна Скоробогатова, Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей Темперамент нельзя изменить, но можно научиться его контролировать В массовом сознании существует деление темпераментов на «легкие» и «трудные», «хорошие» и «плохие». Очень часто как достои ...

Выводы по результатам исследования
В рабочей гипотезе мы предполагали, что особенности мотивации младших школьников, обучающихся в гимназии и в общеобразовательной школе различны. В результате проведенного компаративного (сравнительного) анализа выдвинутая гипотеза была в общем подтверждена. Нами было выявлено: - в группе младших школьников гимназии преобладающим уровн ...