Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 6

Существуют фундаментальные исследования, направленные на изучение общих и специальных способностей, на выявление их содержания, структуры, закономерностей формирования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Эти идеи нашли плодотворное развитие в трудах Т.Н. Артемьевой, А. А. Бодалева, Э.А. Голубевой, Д.Н. Завалишиной, Е.П. Ильина, Б.Ф. Ломова, В.Э. Чудновского и др.

В результате показано, что способности как бы проявляются (развертываются) в деятельности (до нее они существовали в форме возможностей), с другой - в ней происходит и само их формирование: по мере того, как в процессе деятельности знания усваиваются, они перестают быть внешними для способностей и могут ускорять и облегчать (или тормозить) их развитие. Точкой сопряжения внутреннего и внешнего являются мотивы, которые выступают в качестве побудительной силы в раскрытии потенциальных возможностей человека. Ведущей детерминантой личностного развития, по мнению Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, является творческая самодеятельность и самостоятельность личности.

В ряде исследований отмечалось, что изучение сущности способностей основано на выделении основных принципов их анализа. В работах В. Н. Мясищева показано, что в решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни[44]. Ключом к раскрытию качественного своеобразия способностей, их специфики являются, по мнению Т.И. Артемьевой, два принципа: принцип зависимости способностей от конкретных условий жизни как непосредственных условий жизнедеятельности и принцип необходимости анализа предпосылок способностей. Основа для понимания сущности способностей - в постановке вопроса об активности индивида, его изменчивости и изменении им самим условий жизнедеятельности.[45]

Для рассмотрения нашей проблемы мы посчитали необходимым также обратиться и к определению специальных способностей, каким оно представлено в литературе. Здесь особенно важным является, на наш взгляд, их понимание Б.Г.Ананьевым, который, отмечая общность своей точки зрения с позицией С.Л.Рубинштейна, связывал специальные способности как синтез определенных свойств личности с активной и продуктивной деятельностью[46]. Н.С. Лейтес указывал на зависимость развития специальных способностей от склонности к определенной деятельности[47]. Названные функции, как показал анализ психологической структуры профессионального роста руководителя, выполняют коммуникативные и организаторские способности.

Своё научное обоснование они получили в работах Э.А. Голубевой, Е.Г. Балабасовой, С.В. Кондратьевой, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Н.А. Рыкова, А.И. Щербакова и др.

В рамках данного исследования мы ограничимся рассмотрением ряда положений известных исследователей, которые подчеркивают важность развития таких качеств, как организаторские и коммуникативные умения, способность восприятия и понимания человека человеком.

А.Л. Свенцицкий важнейшей стороной управления считает организаторскую деятельность. Он характеризует ее, прежде всего, как процесс непосредственного практического руководства группой людей по обеспечению оптимального достижения общей цели. Основными функциями этой деятельности являются: объединение, сплочение (интеграция, коммуникация) группы[48].

Н.Д. Левитов отмечал, что организаторские способности необходимы для обеспечения целостного влияния на все стороны деятельности и поведения в различных ситуациях. Организаторская деятельность требует целого комплекса психологических качеств: находчивости, ориентировки, ответственности, гибкости, умения своевременно и правильно реагировать на психологические ситуации[49].

Поэтому организаторские способности представляют собой синтез высокоразвитых свойств ума и воли, обеспечивающий как глубокое познание деятельности, так и ее преобразование. В этой связи для руководителя важными являются знание психологических особенностей личности и коллектива, организационных принципов управления и соответствующие им практические умения: планирования, распределения функций, ориентировки в сложных ситуациях, возможность предвидения результатов действия, учета возможностей личности, выбор наиболее эффективного воздействия, обеспечение многообразия в деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Личностные факторы.
У каждого человека имеется устойчивый набор представлений о себе, определенных убеждений, которых он придерживается. А.Бек обнаружил, что у людей, страдающих тревожными расстройствами, преобладают именно негативные убеждения, и в проблемных для человека ситуациях они активизируются в первую очередь. Воликовой С.В. и Холмогоровой А.Б. В ...

Индивидуальная психология адлера
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения (Adler, 1964]. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в осно ...

Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования. Методы и организация исследования
Исследовательские интересы данной дипломной работы направлены на изучение потенциальной адаптированности личности в группе. Которая в течение жизнедеятельности играет немаловажную роль и наряду с профессионально важными качествами определяет успешность личности. Для проверки гипотез нами был проведен констатирующий эксперимент с исполь ...