Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 6

Существуют фундаментальные исследования, направленные на изучение общих и специальных способностей, на выявление их содержания, структуры, закономерностей формирования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Эти идеи нашли плодотворное развитие в трудах Т.Н. Артемьевой, А. А. Бодалева, Э.А. Голубевой, Д.Н. Завалишиной, Е.П. Ильина, Б.Ф. Ломова, В.Э. Чудновского и др.

В результате показано, что способности как бы проявляются (развертываются) в деятельности (до нее они существовали в форме возможностей), с другой - в ней происходит и само их формирование: по мере того, как в процессе деятельности знания усваиваются, они перестают быть внешними для способностей и могут ускорять и облегчать (или тормозить) их развитие. Точкой сопряжения внутреннего и внешнего являются мотивы, которые выступают в качестве побудительной силы в раскрытии потенциальных возможностей человека. Ведущей детерминантой личностного развития, по мнению Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, является творческая самодеятельность и самостоятельность личности.

В ряде исследований отмечалось, что изучение сущности способностей основано на выделении основных принципов их анализа. В работах В. Н. Мясищева показано, что в решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни[44]. Ключом к раскрытию качественного своеобразия способностей, их специфики являются, по мнению Т.И. Артемьевой, два принципа: принцип зависимости способностей от конкретных условий жизни как непосредственных условий жизнедеятельности и принцип необходимости анализа предпосылок способностей. Основа для понимания сущности способностей - в постановке вопроса об активности индивида, его изменчивости и изменении им самим условий жизнедеятельности.[45]

Для рассмотрения нашей проблемы мы посчитали необходимым также обратиться и к определению специальных способностей, каким оно представлено в литературе. Здесь особенно важным является, на наш взгляд, их понимание Б.Г.Ананьевым, который, отмечая общность своей точки зрения с позицией С.Л.Рубинштейна, связывал специальные способности как синтез определенных свойств личности с активной и продуктивной деятельностью[46]. Н.С. Лейтес указывал на зависимость развития специальных способностей от склонности к определенной деятельности[47]. Названные функции, как показал анализ психологической структуры профессионального роста руководителя, выполняют коммуникативные и организаторские способности.

Своё научное обоснование они получили в работах Э.А. Голубевой, Е.Г. Балабасовой, С.В. Кондратьевой, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Н.А. Рыкова, А.И. Щербакова и др.

В рамках данного исследования мы ограничимся рассмотрением ряда положений известных исследователей, которые подчеркивают важность развития таких качеств, как организаторские и коммуникативные умения, способность восприятия и понимания человека человеком.

А.Л. Свенцицкий важнейшей стороной управления считает организаторскую деятельность. Он характеризует ее, прежде всего, как процесс непосредственного практического руководства группой людей по обеспечению оптимального достижения общей цели. Основными функциями этой деятельности являются: объединение, сплочение (интеграция, коммуникация) группы[48].

Н.Д. Левитов отмечал, что организаторские способности необходимы для обеспечения целостного влияния на все стороны деятельности и поведения в различных ситуациях. Организаторская деятельность требует целого комплекса психологических качеств: находчивости, ориентировки, ответственности, гибкости, умения своевременно и правильно реагировать на психологические ситуации[49].

Поэтому организаторские способности представляют собой синтез высокоразвитых свойств ума и воли, обеспечивающий как глубокое познание деятельности, так и ее преобразование. В этой связи для руководителя важными являются знание психологических особенностей личности и коллектива, организационных принципов управления и соответствующие им практические умения: планирования, распределения функций, ориентировки в сложных ситуациях, возможность предвидения результатов действия, учета возможностей личности, выбор наиболее эффективного воздействия, обеспечение многообразия в деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Дети без семьи. Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей
Дети, воспитывающиеся без семьи, в закрытых детских учреждениях (детских домах и домах ребенка) представляют собой совершенно уникальный контингент. Можно было бы думать, что ребенок, живущий без родителей, предоставленный самому себе, получающий при этом хороший уход и нормальное медицинское обслуживание, обеспеченный игрушками и посещ ...

Теоретические основы личностной сферы. Понятие и типологии личности
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности ...

Организация и методики эмпирического исследования. Объект исследования и организация эксперимента
В обследовании принимали участие учащиеся 10А и 10В классов физико-математических школ города Уфы, в возрасте 15-17 лет численностью 46 человек (девушки - 12, юноши - 34). Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить резу ...