Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
Страница 1

В соответствии с выводами Е.П. Ильина, возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими факторами[18].

К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, морфологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом - соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна), физиологические особенности (уровень максимального потребления кислорода - МПК, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента), простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т.д.

К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мотивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей и факторов.

Отражением сплава врожденного и приобретенного является понятие "качество": качество, можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен - природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями[19]. При этом в качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявлению той или иной стороны возможностей.

Как показано в работах исследователей, одна и та же сторона возможностей может выступать и как качество, и как способность: все зависит от угла рассмотрения - фенотипа или генотипа, наличного уровня или прогноза[20]. Однако важно при этом иметь в виду, что реально выделить в качестве степень влияния приобретенного и врожденного можно только относительно (последнее - по количеству и выраженности задатков). Поэтому о способностях, как подчеркивает Б.Г. Ананьев, можно только судить (большие они или меньшие у данного человека), а качества, т.е. наличный уровень, можно измерять с помощью специальных тестов и приборов. Важным отличием понятия "качество" от понятия "способности" состоит в том, что первые могут характеризовать не только функциональные возможности человека, но и человека как личность. Поэтому наряду с двигательными качествами, качествами ума и т.п., выделяют нравственные, волевые качества, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретаются в процессе его социализации и воспитания[21].

Положение о развиваемости способностей стало аксиоматичным, не требующим доказательств. А.Н. Леонтьев писал, что «у человека нет никаких способностей, кроме способности к развитию»[22]. В действительности же доказать развитие способностей не так просто: способности не измеряемы, измеряются качества, т.е. фенотипические характеристики человека и именно их изменение и принимается за развитие способностей. И все же ряд данных дают основание говорить о развитии не только качеств, но и способностей. Имеется в виду изменение в процессе деятельности (тренировки) задатков способностей.

Считается, что способности выявить можно только в процессе выполнения деятельности[23]. Действительно, практика обучения показывает, что быстрота и качество овладения знаниями и умениями, а также конечный уровень достижений в избранном виде деятельности позволяют в определенной мере судить об имеющихся у человека способностях, и одаренности. Однако, с нашей точки зрения, успехи в любой деятельности зависят от многих факторов (мотивов, условий деятельности, мастерства обучающих и т.д.). Существует компенсация способностей (компенсация за счет опыта; компенсация за счет стиля деятельности; истинная компенсация) и одним из её видов является обеспечение эффективности деятельности путем применения знаний и умений. Об этом виде компенсации тоже говорил Б.М. Теплов, считая, что знания и умения не входят в структуру способностей. Они могут детерминировать побуждения (цель, стремление, потребность, идеал) к деятельности[24].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие эмоций у детей школьного возраста
Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внут ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 [1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-157. [2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – с.-269. [3] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – с.-64. [4] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сос ...

Зависимость выраженности психических расстройств от типа приспособительного поведения
Выше было показано, что выраженность психических расстройств оказывается весьма различной даже в рамках одинаковых форм заболевания. Учет этого показателя способствовал не только проведению более индивидуализированной и дифференцированной оценки состояния больного, но и сопоставлению больных разных групп. Поэтому анализ зависимости выра ...