Экспериментальное исследование. Анализ ранних
воспоминанийСтраница 10
Средняя величина по параметру – поведение субъекта, составляет 2,75, а по параметру индивидуальное, эмоциональное переживание среды – 1,2. Эти результаты отражают общее угнетенное состояние субъекта, непринятие его средой, дурное обращение и зависимое поведение по отношению к среде.
2.Шкала оценки зрелости психологической темы
Психосоциальные (психосексуальные) стадии развития |
темы |
оценка |
А. Оральная стадия |
Темы воспитания, удовлетворения желаний или недоверия и лишения чего-либо |
- |
В. Анальная стадия |
Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе |
+ |
С. Фаллическая стадия |
Темы получения удовольствия от власти и силы; или боязни наказания за это удовольствие; или сексуальные темы |
- |
Д. Эдипова стадия |
Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике |
- |
Е. Латентная стадия |
Темы какой-либо совместной со сверстниками активности, принятия или отвержения группой и индивидуальных достижений |
- |
В воспоминании «Зимний вечер» присутствует тема послушания, что соответствует анальной стадии развития. На основе этих результатов можно предположить, что И очень исполнительна, ответственна перед другими людьми. Это обстоятельство получило отражение и в формуле жизненного стиля: «Жить – значит угождать другим людям, поступаясь своими интересами».
Для подтверждения выводов полученных после анализ раннего воспоминания «Зимний вечер» и для получения более надежных результатов, проведем анализ еще одного воспоминания И.
6) воспоминание И-2.
«Манная каша»
Это произошло в детском саду. Почти никого не помню из тех детей, с кем была в группе. Запомнились только два мальчика, с которыми дружила. Одного звали Сережа, а второго – Андрей. Мальчики были братьями двойняшками. Только не очень похожие. Сережа был худой, а Андрей с такими пухленькими щечками. Помню один из обедов. Принесли нам кашу манную, которую я терпеть не могу. И сказали, кто не съест – не встанет из-за стола. Вижу, Сережка морщится – есть не хочет и не может, а Андрей – уплетает и говорит, как он любит кашу манную. От этого мне становилось еще хуже, потому что я смотреть на эту кашу не могу. Сережа отдал свою тарелку Андрею, и я подумала в тот момент, что мне бы тоже хотелось иметь такого всеядного брата, который бы съел эту гадостную кашу. Пока Андрей ел Сережину кашу, тому стало жалко меня, и предложил мне шепотом отдать и мою тарелку Андрею. Мне так хотелось, чтобы он согласился и мою кашу съесть – все-таки третья тарелка. Он согласился. Мы с Сережей остались голодные, но счастливые. Считаю этот случай за свою первую шалость и обман, потому что в конце обеда спросили: «Дети, всем понравилась вкусная каша?!». И я вместе с ребятами ответила – да.
Контент-анализ
1. Присутствующие в воспоминании люди.
1.1. Присутствие матери – мать отсутствует
1.1.г. Отсутствие матери в раннем воспоминании может проявляться у людей, у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала.
1.1.д. Отсутствие матери может наблюдаться в случаях, когда мать «проиграла игру»: ребенок не привязан к ней, не удовлетворен своей жизненной ситуацией.
1.1.е. Отсутствие матери в раннем воспоминании может быть связано с рождением в семье следующего ребенка и обусловленной этим «детронизацией» - свержением с трона.
1.2. Отсутствие отца
1.3. Братья и сестры - не присутствуют
1.4.Двоюродные братья и сестры – не присутствуют
1.5. Бабушки и дедушки отсутствуют
1.6. Посторонние чужие люди – присутствуют: «из тех детей», «два мальчика», «Одного звали Сережа, а второго – Андрей», «Принесли нам», «И сказали», «в конце обеда спросили»
1.6.а. Ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес на других людей и сотрудничает с ними
1.6.б. Посторонние люди воспринимаются как опасность
1.6.в. Присутствие посторонних людей отражает несамостоятельность и страх остаться одному
2. Тип событий
2.1. Присутствует опасность – «кто не съест – не встанет из-за стола»
2.2. Болезнь и смерть отсутствуют
2.3. Присутствует проступок: «Мне так хотелось, чтобы он согласился и мою кашу съесть», «Считаю этот случай за свою первую шалость и обман» - Может свидетельствовать об огромном желании избегать проступков в дальнейшем.
Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций Адлера практически не предпринималось. Нехватка экспериментальных исследований может быть объяснена двумя основными причинами.
Во-первых, многие концепции Адлера по своей сути глобальны — в них недостает четких рабочих определений, необходимых для того, чт ...
Анализ и интерпретация данных
Особенности восприятия времени
Полученные экспериментальные данные позволили поделить выборку на 3 равноколичественные группы по признаку точности восприятия времени. После просчета описательной статистике были получены следующие результаты: средняя точность по всей выборке составила 98%, стандартное отклонение 12,8. (табл.3.1). К перв ...
Умственное развитие в раннем детстве
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно – двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шесть стадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третичные круговые реакции (1-1.5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них сами ...